«1917» — The Great War. Рецензия на восьмой фильм Сэма Мендеса.

Не так часто мы видим на своих широких, и не очень, экранах произведения про Первую мировую войну. Оно и понятно, во времена СССР это событие считалось «несправедливым и захватническим со стороны всех участников» и классифицировалась как «империалистическое». В учебниках истории оно вовсе было затёрто октябрьской революцией и гражданской войной, хотя там свои герои, наши солдаты пролили немало крови. Последующая за ней Вторая мировая, так и вовсе затмила собой все прошлые события.

В Великобритании ситуация диаметрально противоположная, и «The Great War» (Великая война) у них зовется именно Первая мировая. Оно и не удивительно: во Второй мировой войне погибло 330 тысяч британских солдат, а в Первой почти в три раза больше — около 900 тысяч. Можно сказать, что война стала неким рубиконом, сильно изменив и отбросив все прошлые ценности и устои Королевства, а возложение венков к памятнику жертвам, Кенотафу в центре Лондона Королевой 11 ноября каждого года, обязательным мероприятием.

Как вы уже могли понять, Первая мировая — это рубец на сердце каждого коренного жителя туманного альбиона. Дедушки и бабушки многих воевали, и у каждого из них была своя история. Она была и у Альфреда Мендеса.

Альфред Мендес – дедушка Сэма Мендеса

На дворе 1917 год. 19-летнего Альфреда Мендеса призывают в британскую армию и отправляют на Западный фронт. Малый рост в 162 см. делает своё дело, миниатюрный капрал становится посыльным. Юркому коротышке легко незаметно пробираться от поста к посту, нередко под пулями и снарядами. Альфреда неоднократно ранят, подвергают газовым атакам, но он выживает и получает различные медали и награды.

Истории военных дней, рассказанные Альфредом своему маленькому внуку Сэму, станут толчком к восьмому фильму будущего именитого режиссера.

В апреле 1917 года двум капралам — Тому Блейку (Дин Чарльз-Чэпмен) и Уильяму Скофилду (Джордж Маккей) предстоит преодолеть девять миль оккупированной немцами территории в кратчайшие сроки, чтобы предупредить дружественные войска о необходимости отмены намеченного наступления на Линию Гинденбурга. Враг отступил, но это ловушка, в которую могут угодить порядка 1600 человек. Для Блейка задание становится личным — в батальоне, готовящемся к нападению, служит его старший брат. И там где кончается профессионализм – начинается героизм. В течение суток двум молодым парням придется пройти огонь, воду и медные трубы, причем в прямом смысле этого слова. Некое чистилище, через которое проходят солдаты, передано максимально достоверно. Режиссер не стесняется в средствах и показывает все ужасы войны, как есть, без прикрас: разорванные трупы солдат и животных, заброшенные и уничтоженные дома и города, черная и изуродованная от артобстрелов земля. От увиденного волей-неволей, но мурашки по спине пробегут.

Завязка «1917» проста, и в целом все это драматургично отсылает к «Тысячеликому герою». Картина камерная и не блещет философскими высказываниями или супер глубокими смыслами, да она и не про это. Главной задачей, которую ставил перед собой режиссер, была достоверность и иммерсивность. Сэму Мендесу пришлось перерыть тонны архивных документов, писем, записок, фильмов, фотографий, чтобы достичь своей цели.

«Я хотел добиться того же, что есть в большинстве фильмов о войне, которыми я восхищаюсь, — от «На Западном фронте без перемен» до «Апокалипсиса сегодня». Я хотел создать художественную ткань, основанную на реальных исторических фактах», — говорит режиссер.

На этой идее построен весь фильм, всё играет на пользу достоверности и натуралистичности, начиная от звука, который полностью окутывает вас (первый взрыв вовсе вызывает шоковое состояние), заканчивая актерами, которым веришь и сопереживаешь до самого конца, воспринимаешь происходящее как что-то личное.

Если «Дюнкерк» поражал своим монтажом, то «1917» делает это за счёт операторской работы. Вишенкой на торте картины стал приём, так называемой съемки «одним кадром» за один дубль, то есть без остановки камеры и, как следствие, без единой монтажной склейки. Мы как будто идём за героями и становимся третьими участниками событий. Такой приём крайне трудозатратен и сложен в исполнении. Титанический труд – с помощью одной камеры сделать что-то интересное, захватывающее, при этом еще и необходимо построить повествование так, чтобы зритель не заскучал. Сэму Мендесу как режиссеру и Роджеру Дикинсону как оператору удалось это сделать. Как минимум, один «Оскар» из десяти намеченных он получит за операторскую работу, потому что местами от вопроса «Как вы это сняли?» трудно избавиться. Дикинсон и до этого показывал своё мастерство (пятнадцать номинаций на Оскар о чем-то, да говорит), но это его лебединая песня – каждый кадр, каждая сцена и переход информативен, красочен и глубок. Тот редкий случай, когда поход в IMAX будет стопроцентно оправдан.

«1917» немногословна и иммерсивна. Беря твои нервы в самом начале, она медленно и планомерно наматывает их на кулак, чтобы в конце потянуть на себя, оставив тебя одного в пустом кинозале со скупой слезой на щеке.

За частными историями всегда интересней следить и сопереживать, ибо легче отождествлять себя, нежели с чем-то эпичным и гигантским. Фильм о мужской дружбе, долге и о том, как каждая капля в море брани важна, о том, что эти капли привели к победе, хоть и зачастую и были кровавыми. Хорошие военные драмы являются самыми пацифично настроенными фильмами и «1917» одна из них. После просмотра последнее, что хочется делать, так это бежать с криками на амбразуру. 10 номинаций на «Оскар», 2 «Золотых Глобуса» и куча других наград говорят о многом. Так что мыслей смотреть или нет быть не должно, но надо держать в голове, что в целом это очень вязкое и медлительное произведение, экшна тут мало, но тот, что есть, запомниться вам надолго.