Афиша составила список музыкантов, которые заслуживают Нобелевскую премию по литературе

Нобелевская премия по литературе — престижная награда, ежегодно вручаемая Нобелевским фондом за достижения в области литературы. Нобелевская премия по литературе присуждается ежегодно с 1901 года. По состоянию на 2020 год было присуждено уже 117 премий. Но, четыре года назад её впервые вручили музыканту — Бобу Дилану, что на сегодняшний день является большим успехом. 

Сегодня редакция Афишы решили пофантазировать и составили список тех авторов-исполнителей, которые также заслуживают премию если не в этом году, то в ближайшие лет десять. Со всем списком можно ознакомиться здесь, а ниже представлены выбранные нами лауреаты.

Моррисси

За что: За воплощение истинно британской иронии в рок-культуре и язвительность во благо.

Заслуги: Моррисси вернул поэзию в рок-музыку, медленно скатывавшуюся в примитивизм эпохи постпанка, и написал десятки удивительных текстов, едких, громких, полных самолюбования и самобичевания. Если у британского рока и был поэт в последние сорок лет, то это он.

Шансы на победу: Нобелевский комитет любит давать награды неоднозначным героям и устраивать тем самым срач на целый год. Стивен Патрик Моррисси в этом смысле — идеальный кандидат.

Кендрик Ламар

За что: За создание воодушевляющих гимнов борьбы с неравенством.

Заслуги: Ламару уже дали «Пулитцера». И нет более подходящего артиста в качестве лица новой афроамериканской культуры.

Шансы на победу: Не сейчас, но потом обязательно.

Патти Смит

За что: За привнесение настоящего нерва в музыкальную лирику.

Заслуги: Смит, начиная с приснопамятной строчки про Иисуса, который умер за чьи угодно грехи, но не её, всегда была больше чем музыканткой. Не замечать это невозможно. И если уж давать кому‑то из музыкантов «Нобеля», то именно ей.

Шансы на победу: С учётом того, что Смит — ещё и писательница, должны дать обязательно.

Том Йорк

За что: За воплощение надежд и страхов жителей западного мира на рубеже тысячелетий.

Заслуги: В целом достаточно альбома «OK Computer», который сама группа отказывается признавать концептуальным, и зря. Именно тут Йорк в изящном иносказании озвучил массовые переживания по поводу грядущего миллениума — и превратился в идола. Впрочем, есть впечатление, что эти тексты вряд ли как‑то работают в отрыве от музыки.

Шансы на победу: Призрачные, и их становится всё меньше. Лидер Radiohead оказывается совсём неактуальным в меняющемся мире.

Роджер Уотерс

За что: За создание масштабных, эпических полотен, отражающих настоящие трагедии современного мира.

Заслуги: Уотерс не первым придумал делать из рок-альбомов настоящие драмы — естественно, с назидательной составляющей. Однако только у него получилось эти драмы продавать миллионам и при том почти никогда не терять чувство меры. От пафоса «Стены» ещё можно поморщиться, но «Animals» «Wish You Were Here» — до сих пор идеальный пример истории о гадостях зарубежного мира, упакованной в альбом.

Шансы на победу: Если не сейчас, то когда ещё?

Брюс Спрингстин

За что: За создание неприукрашенного портрета целой нации.

Заслуги: Дилан получил Нобеля за «новый язык». Спрингстин этот самый язык сделал максимально доступным широким массам во многом за счёт того, что об этих самых массах всегда и пел.

Шансы на победу: При удачном раскладе премию ему точно должны дать.

Канье Уэст

За что: За воплощение страсти как религиозной, так и сексуальной в новом формате народного творчества.

Заслуги: Альбом «My Beautiful Dark Twisted Fantasy» — «OK Computer» рэпа, с которого началось самое успешное для жанра десятилетие. И он бы вряд ли стал таким без нахальной, витиеватой лирики, которая описывает проблемы человека, забравшегося слишком высоко. С учётом последующих метаморфоз Уэста, он точно заслуживает самой высокой оценки.

Шансы на победу: Не в ближайшие 10–20 лет, но потом обязательно. А если не дадут, то он обязательно придумает своего «Нобеля» и сам себя им наградит.