Видео клипы являются неотъемлемой частью русскоязычного хип-хопа, которые отражали сущность разных эпох в его развитии. От жалостных подражаний Западу конца девяностых до сложносочиненных фильмов конца десятых, от уличных откровений нулевых до роскоши и свэга десятилетие спустя.
Поэтому сегодня музыкальные журналисты «Афиши Daily», выбрали главные, по их мнению, хип-хоп видео на русском языке. С полным списком можно ознакомиться здесь, а ниже выбранные нами клипы.
Bad Balance — «Городская тоска» (1996)
«Изумительная калька с американских рэп-видео — курточки, штаны, деньги, тачки, криминал — и прекрасный образец русскоязычного олдскула. Одно из первых видео, где можно было увидеть и услышать Михея — главного культургегера русской попсы конца девяностых. »
Николай Овчинников, редактор раздела «Музыка» «Афиши Daily»
Дельфин — «Дилер» (1997)
«Дельфин с этим клипом не просил открыть двери шоу-бизнеса, чтобы войти. Он попросту открыл ее ударом ноги.»
Сергей Мудрик, музыкальный редактор «Вечернего Урганта»
С.Т.Д.К. — «Лето пролетело» (1998)
«По нынешним временам безделушка, по тогдашним — прекрасная иллюстрация того, как надо отдыхать и к чему надо стремиться настоящему воину хип-хопа. А лучшее, конечно, впереди.»
Николай Овчинников, редактор раздела «Музыка» «Афиши Daily»
Михей и Джуманджи — «Сука-любовь» (1999)
«В этом клипе воплотилось все очарование хип-хоп-клипов конца девяностых: вроде бы ничего не происходит, но смотреть очень приятно. Несколько людей приезжают на парковку в одной и той же машине — так можно описать сюжет незатейливого видео. Михей превосходно танцует и изображает усатого пастора, мужчина в очках закидывает себе в рот «Тик-так», подбрасывая его с гипса, на полу что-то делает кровь, ну и так далее. Подвижность Михея тут похожа на джамирокваевскую — это, конечно, совсем не «Virtual Insanity», но, скорее, интересный набор классических приемов по съемке клипов девяностых.»
Артем Макарский, автор «Афиши Daily», экс-главред «Афиши–Волны»
Братья Улыбайте — «Юлия любит Юрия» (2000)
«Эффектный ироничный хип-хоп за 10 лет до NRKTK и за 15 — до группы «Хлеб». Под стать ему и кислотнейшее видео.»
Николай Овчинников, редактор раздела «Музыка» «Афиши Daily»
Децл — «Письмо» (2001)
«Красочно срежиссированная остросоциальщина от самого ненавидимого на тот момент музыканта в стране. По прошествии лет, конечно, понимаешь и его эмоции, и чувства этой неназванной поклонницы.»
Николай Овчинников, редактор раздела «Музыка» «Афиши Daily»
Влади — «Ревность» (2003)
«Каста и Влади были не первыми русскими рэперами с совершенно не рэперскими клипами, но первыми, кто крепко врезался в память и остался там навсегда. Если Крейг Дэвид в «7 Days» пел в цирюльне, то Влади читал в кафе, безликом, но оттого узнаваемом, делавшем его своим далеко не из-за языка улиц, а из-за того, что ты понимал: ты можешь встретить этого человека, и он говорит с тобой на одном языке. Довольно лаконичный, но вполне соответствующий одному из лучших рэп-треков на русском клип. Впрочем, этой своей лаконичностью и подкупающий.»
Артем Макарский, автор «Афиши Daily», экс-главред «Афиши–Волны»
Centr — «Город дорог» (2008)
«Если человек старше 25 говорит вам, что не видел этот клип, смело отвечайте: «Врешь!» Лебединая песня группы Centr про то, что твой город и район — это островок уюта посреди неласкового мира вокруг. Три истории под негрузящий, спокойный минусок (видите, я даже тут начинаю употреблять уменьшительно-ласкательные). Формула для десятков дворовых подражателей, которым не удалось ее повторить; видимо, в песне была не одна лишь математика. Наконец, молодые Айза с Гуфом, еще влюбленные, еще с горящими глазами, еще по приколу работающие на камеру — можно, пожалуйста, добавить очков «Городу дорог» хотя бы из-за этого обстоятельства?»
Николай Редькин — «Вписка», The Flow
Триагрутрика — «Big City Life» (2010)
«Каноничное рэп-видео рубежа нулевых и десятых: монохромные уральские панельки и суровые парни «на адике» в объективе камеры, не установленной на штатив. Слепок эпохи и, между прочим, режиссерский дебют Алины Пязок, которая семь лет спустя снимет «Розовое вино».»
Владимир Завьялов — «Афиша Daily», ИМИ
Яникс — «Хайпим» (2014)
«Блеск и нищета русского трэпа начала 2010-х в одном видео. Скептики замечали, что вертолет в нем так и не взлетает, а дорогой алкоголь выливается на землю очень экономно; да и черт с ними, со скептиками. У трэперов тех времен, может, и не было всех богатств, о которых они читали, но они так сильно хотели их заграбастать, что некоторым и правда удалось. Яникс — один из них: первый настоящий трэп-стар из Москвы, батя всей новой школы и тот, кого в рэпе называют «оуджи». Если мы не отдадим ему положенное уважение в этом списке, то к черту такой список!»
Николай Редькин — «Вписка», The Flow
Pharaoh — «Black Siemens» (2015)
«Наглядный пример социального лифта в русском рэпе десятых — как один клип дает твоей карьере удивительный буст. Однажды на кухне с женой мы заспорили: я говорил, что «Black Siemens» — точная фиксация творческого метода Глеба Голубина, который сидит в винтажном «линкольне» посреди московского спальника, где на фоне мелькает вывеска «Ашана». Жена настаивала, что я все придумываю. Решили написать режиссеру и спросить. «Там правда есть „Ашан“?» — удивился он.»
Николай Редькин — «Вписка», The Flow
Скриптонит — «Притон» (2015)
«Клип, воплощающий визуальную эстетику «Дома с нормальными явлениями» — важнейшего рэп-альбома на русском.»
Сергей Мудрик, музыкальный редактор «Вечернего Урганта»
Макс Корж — «Слово пацана» (2016)
«Корж — один из самых удачных примеров того, когда режиссерское кресло рэперу только к лицу. «Слово пацана» удачно вышло в тот момент, когда эстетика панелек и спортивных костюмов еще не так приелась, поэтому целый фильм о том, можно ли по-настоящему уйти от друзей в семью, воспринимался достаточно свежо. Озвучка Гоблина, «Сектор газа» на титрах — клип в том числе рассказывал о том, что есть в жизни и незыблемые вещи, которые тянутся с нами с девяностых. Патриархальные ценности еще никогда не были и уже, наверное, не будут настолько трогательными, красивыми и притягательными.»
Артем Макарский, автор «Афиши Daily», экс-главред «Афиши–Волны»
Паша Техник — «Гречка» (2017)
«Абсолютное единство внутреннего мира исполнителя и того, как выглядит клип — буйная и непонятная зарисовка о прогулке по Москве. Сам автор от клипа не в восторге и считает, что можно было сделать и лучше, — хорошо, что мы живем во время, когда мнение автора равно мнению зрителя. Потому что где еще найти Владимира Епифанцева, играющего на женщине, как на гитаре, добродушных бездомных, рекламу презервативов Durex и танцы с колонкой в московском метро? Жизнь — это нескончаемый поток мыслей и чуточку веселый карнавал, об этом и клип.»
Артем Макарский, автор «Афиши Daily», экс-главред «Афиши–Волны»
Boulevard Depo — «Кащенко» (2018)
«Явление граду и миру Артема Кулика во всей его многозначности и безумии. А также опус магнум Дмитрия Ицкова (он же Zavet) как режиссера.»
Николай Овчинников, редактор раздела «Музыка» «Афиши Daily»
Баста — «Мои разбитые мечты» (2018)
«Мой любимый номер Басты, рефлексирующий, ностальгирующий, с ретрооттенком и западающий в душу. Клип уместно все это подчеркивает.»
Сергей Мудрик, музыкальный редактор «Вечернего Урганта»
Элджей — «360» (2019)
«Клип Макса Шишкина — тот случай, когда киногик дорвался до съемок, набил руку на паре дебютных работ и наконец-то воплотил давние идеи. «360» насыщен цитатами из экшен-кино: «Убить Билла» тут соседствует с «Олдбоем», «Рейдом» и «Джоном Уиком». Сцену драки в коридоре сняли за 18 дублей, а исполнитель трюков вынужден был учить хореографию на ходу — в итоге из-за его реалистичных, «грязных» движений многие зрители поверили, что под шлемом скрывается сам Элджей.»
Николай Кубрак, канал «Бадибэг»