Fresh Blood 4: а зачем вообще нужны менторы?

И даже нововведение таймера никак не повлияло на текст рэперов: как было много бессмысленных строчек и мало стоящих панчей, так и осталось. Ограничение по времени, как думал Джубили, сделает раунды грамотными и сочными, но на деле раунды вышли блеклыми и слабыми. Некоторые участники умудрились даже забыть свой небольшой текст на 3 минуты. И понятно, что все претензии насчёт тусклых выступлений к рэперам. Но тут проблема больше кроется не в них, а в менторах, которые никак по сути не то что не мотивируют делать качественно и круто, а вообще не наталкивают участников переосмыслить и исправить ошибки предыдущих баттлов. И поэтому возникает вопрос, а зачем вообще нужны менторы? Видимо для того, чтобы один из них критиковал не выступления своих подопечных, а «Oxxxyshop» и потом угощал бы команду жареными голубями, пока другие «голуби» вместе с предводителем стаи обсуждали не баттл-рэп, а как «тигры» пришли и высказали своё «фи» по поводу магазина. Вот оно, то самое реалити Фреш Блада!

В начале нового сезона ФБ идея менторства казалась отличной, особенно, когда одним из наставников команды выступает Оксимирон, чей вклад в баттл-рэп огромен. Бесспорно, он может поделиться своим опытом и дать советы новичкам в данном жанре. Пусть что ни говорили о Мироне, как баттл-рэпере, но он знает эту нишу и держит руку на пульсе насчёт всего происходящего на различных площадках, в отличии от Смоки Мо. К Смоки больше вопросов, как к ментору, но как к рэперу  нет. И за чашкой крепкого чая он уж точно может рассказать много полезного и поучительного своей команде. И возникла надежда, что Fresh Blood 4 поменяет вектор баттл-рэпа в лучшую сторону, но… нет. Надежда рухнула и оказалось всё намного хуже.Упоминать про отбор участников ни к чему. И также пересказывать предыдущие два этапа ФБ 4 не имеет смысла, а вот обратить внимание на третий стоит. В этом этапе очевидно больше возникает претензий не к судьям, а к менторам. И главная претензия в том, что не видно никакого менторства со стороны Мирона и Смоки. А если нет никакой продуктивной работы наставника с командой, то тогда вообще и не нужен он.

Ведь по сути дела Окси и Смоки Мо ничего не дали стоящего своим участникам, кроме одежды «Reebok» и часов от Эминема. И удачные выступления некоторых их подопечных – это не заслуга менторов, а заслуга самих же участников. Например, Пиэм и Парагрин, которые каждый свой баттл на проекте выдают достойно и на уровне, не нуждаются ни в Смоки Мо, ни в Оксимироне. Наоборот, сами же наставники нуждаются в менторстве опытных баттловиков.И подобная ситуация обстоит также с Династом, Витей Бови и Браги. Они без наставников могут показать на что способны и развиваться к каждому последующему баттлу. Понятно, что все выше перечисленные участники не первый день в рэп культуре и у каждого уже есть свой бэкграунд. Ну, а что тогда насчёт тех, кто только недавно для себя открыл дверь в бар «1703»?

А насчёт них ничего. Никакой проделанной работы менторов с новичками и в помине нет. Вот Летай и Соер – кардинально разные личности, которых язык не повернется назвать баттл-рэперами, да и вообще рэперами. У обоих ранее не было никакого опыта в сочинении раундов на оппонента, но было стремление попасть на проект. И Летай, и Соер неплохо себя показывают на Версусе. Но самое главное опять же, что участники учиться не у своих менторов, а учиться на своих же ошибках.

Что касается Микси и Палмдропова, то они уже состоявшиеся персонажи, которых нельзя изменить, а можно только направить в правильное русло и помочь советом. Их ментор безусловно дает совет, но насчёт не рэпа, а насчёт алкоголя. Оксимирон снова выступает в роли life-наставника, который читает лекции и охмуряет всех сонетами, как говорил Гнойный.

А вот кто вообще не то что советом не помогает, а вообще ничего не несёт хорошего участникам, так это Смоки Мо. Он оказывает что ни на есть пагубное влияние на новичков, особенно это отражается на Майлзе. Пока всего лишь один раз в баттле с Макконенном «молодой тигр» выступил достойно (хотя с таким оппонентом каждый будет смотреться выигрышно). Но в остальных случаях Майлз не то что плохо выступил, он по сути… облажался. Всё время забывает текст, тихо читает и выдает какую-то галиматью. И со стороны Смоки называть 18 летнего парня «будущим баттл-рэпа» – неправильно. Да, поддерживать своих подопечных надо и подбадривать после проигрыша, но твердить всё время, что твой участник – самый лучший, самый крутой и вообще молодец, не обращая внимания, что в прошлой раз его выступление было на грани стыда и позора – это не менторство.И остаются последние два участника из обеих команд – Нрэйдж и Маконнен. И вот они по сути являются апогеем проделанной работы наставников. Нрэйдж, который в каждом своем раунде твердит, что он первоклассный казах и несёт полную чушь, которая нравится особенно его ментору. «Я намеренно делаю некрасиво, будто кидаю какашки в ромашки» – панч, который вызывает искреннюю улыбку у Смоки. И Маконнен – «гениальный» рифмоплёт с такими рифмами, как «очей – точней» и «раз Стас – мразь Стас». Подобное стихосложение не вызывает никого испанского стыда у Мирона, наоборот он тоже радостно улыбается и смеётся от строчки «ты дрожал, как вибратор». «Make battle rap great again» – так гласит надпись на кепке Маконнена, который рифмует «заруба – залупа».

Fresh Blood 4 – это не про менторство и не про войну стилей, а про посиделки за столом, за котором несут какую-то чушь. Например, как «духота в баре», которая является, по словам Окси, первой причиной того, почему баттлы выдались слабыми. Лучшего оправдания и не придумать! Ведь тяжело же признать Мирону и Смоки, что неудачные выступления участников – это в большой степени их заслуга. И менторство со стороны каждого не несёт никакого толку.