Миша Федюкович Миша Федюкович Главный редактор
03 января 2018
2 702

Полит-рэп: от Grandmaster Flash и Мальчишника до Славы КПСС и Тимати

Нам прислали – вы тоже можете! – мнение по поводу политизированного рэпа и последнего клипа Славы Гнойного. Автор вспомнил зачатки "полит-рэпа" за бугром и у нас, привёл примеры и порассуждал о "музыке улиц", а вам остаётся согласиться с ним или открыть дискуссию в комментариях.

Автор: Иван Поташников

20!8 год ворвался в нашу жизнь и трендом ближайших месяцев будет агитация похода на выборы президента РФ. На многих порталах уже можно увидеть и услышать призывы, рассуждения на тему важности данного события для всего государства в целом и каждого гражданина в частности. Исход их конечно же вам ясен уже сейчас, но о легитимности выборов пусть спорят мужики в пиджаках, мы же хотели отметить вот какой момент: не так давно всеми нами любимый главарь банды АнтиХайп выпустил видеоклип на свой BPM-раунд под названием “Владимир Путин”, который вызвал неоднозначную реакцию у поклонников творчества Славы. Логично, пока Алексей Навальный активно агитирует молодежь выходить на улицы и проводить протестные мероприятия против нынешней власти, Слава делает песни, так или иначе воспевающие нашего президента. Нам стало интересно вспомнить прецеденты и различные коллаборации рэп-тусовки с властью в различных ее проявлениях.

Мы не призываем ни к каким политическим сторонам и не агитируем к каким-либо действиям. 

Еще в начале 70-х на мокрых и грязных улицах Бронкса наши чернокожие хоуми читали о своей непростой жизни и винили в своих бедах власть, чиновников и прочих госсотрудников, но во что-то более целостное это вылилось лишь в 1982-ом году, когда группа «Furious Five & Grandmaster Flash» представила на суд общественности свой трек под названием «The Message». В треке ребята напрямую говорят о проблемах в обществе и о социальной несправедливости. Трек моментально стал хитом и гимном многих того времени. О культовости также говорит тот факт, что на нее была написана куча каверов, была присвоена тонна наград и, конечно же, она играла в легендарной GTA Vice City. Да что уж говорить, трек и по сей день актуален.

В будущем это тема только развивалась и укреплялась среди рэп-сообщества, а на сцене появилась группа «Public Enemy» со своими диссами не только на власть, но и на СМИ, нетолерантность общества и так далее; “N.W.A” с их “Fuck tha Police” о нетерпимости и предрассудках полиции к чернокожим. Далее это стало неким негласным правилом: “каждый уважающий себя рэпер должен написать трек на остросоциальную тему”. За примерами далеко ходить не надо: только из последнего это дисс на Дональда Трампа, написанный белокурым братишкой Эминемом, где он жестко критикует Трампа в расизме и в разведении демагогии.

Но это всё “за бугром”, а как же дела обстояли у нас?

Пик на остросоциальные песни пришелся на конец 80-х и начало 90-х годов. Оно и правильно: в такое непростое время у людей было очень много вопросов к власти, и апогеем этого стала песня группы КИНО «Перемен». В те годы главенствующим жанром являлся рок и в 90-х яркими представителями протестного движения были известные ДДТ, чего стоит только трек “Родина”. На рэп-сцене же примерно в это время появилась группа «Bad Balance» со своим альбомом “Выше закона”, рассказавшая людям о политической и социальной жизни нами любимого Санкт-Петербурга. Спустя четыре года они же выпустили еще один альбом под названием «Налетчики Bad B». Тут уже коллектив пошел дальше и начал читать про происходящие почти в каждом городе России: беззаконие, бедность, нестабильность. И где-то в это время мы видим один из первых (если не первый) рэп, выступающий «за», а не «против». Группа Мальчишник выпускает трек под названием “Голосуй или проиграешь”, восхваляющий будущего президента РФ Бориса Ельцина.

По слухам трек был проплачен и никакой цели, кроме как заставить людей сделать “правильный” выбор, не преследовал. Также по мотивам данного “произведения” был снят клип, в котором парни активно агитировали молодёжь идти на выборы, но выглядело это чересчур натужно и нелепо. Искренность (или её отсутствие) в музыке видна довольно прозрачно: группа, пропагандирующая беспорядочные половые связи, пьянки и маргинальный образ жизни в целом, резко переключает свой фокус внимания и начинает вещать людям, что хорошо и что такое плохо. Да и в принципе, как направление в музыке, созданное максимально народным и злободневным, может воспевать режим? Рэп — это музыка улиц и окраин, крик души если желаете, так скажите как эта музыка может воспевать власть? Это звучит нелепо. Почти так же нелепо, как и рок про церковь, духовные ценности и целомудрие. Но что же мы имеем сейчас?

Сейчас же главными оппозиционерами в мире русского рэпа является группа “Каста” со своим альбомом “Четырёхглавый орёт”, где каждый трек актуален, злободневен и, можно сказать, про каждого из нас или про то, что нас касается, то, что мы видим изо дня в день. Так же парни не чураются выступать на различных митингах и протестах, что, конечно, повышает их “street credibility”, но максимально выпиливает их из зоны современного телевидения и СМИ. Ну вот вспомните: когда вы в последний раз слышали группу Каста по радио или видели их по телику? Можно вспомнить “Вокруг шум”, но когда же это было-то?

В копилку к злободневным высказываниям можно докинуть Васю “Баста” Вакуленко и группу Бумбокс с их совместкой «Солнца не видно»: отличный пример политрэпа, который имеет место быть в нашей стране; к ним же можно отнести 25/17 и ГРОТ с их композицией «Солнцу навстречу». Ну, а всеми нами уважаемый Мирон Янович так и вовсе как будто вобрал в себя всю современную Россию и выпустил альбом “Горгород”. Без имён, без конкретных мест, но с насущными и понятными всеми проблемами, где с одной стороны всё понятно и “толсто”, а с другой лаконично. И несомненно заслуживает внимания его последний баттл с Дизастором: отличные политические дебаты, где каждый аргументированно указал на все несовершенства двух стран. Из последнего на нашей сцене хотелось бы вспомнить трек группы ГРОТ — “Лиза”, второй куплет которой максимально точно описывает происходящее в России сейчас, а клип снятый под видеоряд из фильма “Нелюбовь” так и вовсе не может оставить равнодушным.

Конечно же, ещё у нас есть Тимати с его “Мой лучший друг”, но мы все понимаем, что Тимати это про бизнес, а не про рэп, поэтому скипаем и идем дальше. И следующий на очереди Птаха с его “Свобода 2.017”, читавший про каких-то мажоров, сидящих на столбах, и призывающий одуматься и перестать ходить на митинги. Интернет хорош тем, что его не обманешь и фразами «если не доволен чем-то, то это проблема в тебе», его не убедишь, а потому Птахину нетленочку раскритиковали все от мала до велика. Да и странно слышать патриотические песни от человека, который не был особо в ладах с законом.

Вернемся к началу разговора. Как можно охарактеризовать трек Славы? Что это? Пропаганда по типу Птахиного “Свобода 2.017” или же это очередные не очевидные заигрывания в стиле “АнтиХайпа”? Начнём с того, что Слава — знатный провокатор и создатель различного рода прецедентов: вспоминаем его ситуацию с представителями Чечни; его крики на батле: “лучше я сдохну ебучим ноунеймом, чем прославлюсь и стану тобой”; походы на СТС; приглашения Киркорова в “АнтиХайп” и так далее. Слава весь в этом, и, скорее всего, это ещё один такой прецедент. Но не перебор ли это? Из вышесказанного стало понятно, что рэп как явление не может быть за власть, просто потому, что он всегда был против неё. Как чернокожий парень из подворотни может читать про власть в позитивном ключе? Однако здесь не Бронкс и не чернокожие парни, только Россия и “АнтиХайп”, а потому Слава может. Может сравнивать себя с президентом, хотя в сложившейся ситуации в стране такое сравнение выглядит не в его пользу. Может скандировать его имя во время батла (забавно, что человек с никнеймом “Слава КПСС” скандирует имя Владимира Путина), может даже снять клип, но никогда не стоить забывать про контекст творящегося вокруг тебя. В современной России делать треки подобного толка крайне сомнительно, ибо юношеский максимализм настроен радикально. В нашей стране существует негласная истина: “если о власти говорят в позитивном ключе — значит это проплачено” и с этим фактом нужно считаться. Это и делаем Гнойный, максимально кривляясь на строках «жизнь не сказка, если Гнойный Кремлю продался», а позже саркастично высказываясь о дизлайках на видео. Наверняка Славе ещё ни раз это припомнят в батлах, но ему, традиционно, будет похуй и он дальше будет создавать прецеденты, которые публика будет снова разбирать. Главное, что бы он не пересек ту тонкую грань, между “троллингом” и “зашкваром”… или это уже произошло?

Напишите свое мнение об этом в комментариях, будем рады вступить в конструктивную дискуссию. И запомните: мы не раскачиваем лодку — мы говорим правду!

  • Евгений Беглов

    Отличная статья,но не был упомянут Денис «Карандаш» Григорьев с треком «Все любят родину».
    Я считаю,что эта песня из-за своего вклада в данную тему заслуживает место в статье.

    • Ivan Potashnikov

      Точно, спасибо за внимательность 😉👍 трек действительно отлично сюда вписался)