Marvel vs. DC: что ждёт экранизации комиксов?

Январь летит как карьера Джонибоя после баттла с Оксимироном и уже не за горами февраль со своими кино-премьерами. Пожалуй, главной экшн-картиной февраля станет “Черная Пантера” от Marvel. Фанаты комиксов следят за происходящим особо пристально, и за последние годы у них могли возникнуть определённые претензии к кинокомиксам, да и в целом ко всему мейнстриму, о которых хотелось бы рассказать.

Конкуренция лучше любого хлыста для раба способна заставить работать. Пока ты не почувствуешь, как весь твой успех и достижения, словно песок сквозь пальцы, начнут уходить, ты не поднимешь свой зад и не начнёшь что-то делать. Стиснув зубы, ты станешь работать в два, в три, а то и в четыре раза больше конкурента, чтобы вернуть всё, что у тебя было, и опять стать лидером. Если же конкуренции нет, то и стараться незачем, не нужно никому ничего доказывать, рынок не предлагает альтернатив, а значит “и так схавают”. Как раз-таки история с Мarvel является вторым случаем.

Многие уже и забыли, что раньше Marvel и DC не конкурировали, а наоборот вдохновляли друг друга на создание кино-произведений. Главными титанами были Железный человек и Бэтмэн. Два абсолютно разных фильма как по подаче, так и по смыслу, да и в целом подход у компаний был диаметрально противоположным, но при этом они имели большую смежную фанатскую аудиторию. Эти две киновселенных неплохо уживались в своих мирах и приносили достаточное количество денег. Даже “Железный Человек 3” интересно заигрывал с обеими аудиториями своей рекламной компанией в духе Тёмного рыцаря, правда в итоге мы увидели обычный фильм от Мarvel со всеми вытекающими. Дальше, конечно, эта идиллия закончилсь. Нолан ушел на вольные хлеба, замена в лице Зака Снайдера (который до этого снял Хранителей) должного отклика в сердцах фанатов так и не нашла, и его нарочито пафосные «Человек из стали» и «Бэтмен против Супермена» кассы мало того, что не собрали, так еще и получили низкие оценки на различных киноресурсах. Потом DC в срочном порядке решили сменить вектор развития: вышли на путь, где главенствовал конкурент, и выпустили «Отряд самоубийц», «Чудо-женщину» и «Лигу справедливости». Если «Чудо-женщина» по своей сути чистейший фильм от Marvel со своими плюсами и минусами, то оставшиеся две картины это такой Marvel на минималках.

Сам же Marvel ничего не меняли в своей концепции и продолжал делать то, что делал. Люди начали им доверять, стали активнее ходить на их фильмы, касса росла с геометрической прогрессией и они решил расслабиться. Каждый свой соло фильм про нового героя они стали клепать под копирку (к слову, не самую плохую копирку) в лице сюжета первого «Железного человека». Обратите внимание и вспомните все сольники про супергероев и сравните их. Железный человек и злой железный человек; Результат генной инженерии и злой результат генной инженерии; полубог и злой полубог; Маг и злой маг; Человек в костюме, делающий его маленьким, и злой человек в костюме, делающий его маленьким… Этот список можно продолжать, но смысл понятен. После того, как приходит осознание, можно смело предсказать любой Marvel фильм. Хотя справедливости ради “Стражи галактики” были таким же глотком свежего воздуха, каким был первый “Железный человек”, пусть и брали за основу сюжетный скелет первых “Мстителей”, но он был ещё не так заезжен, как сюжетный скелет “Железного человека”. Уникальный мир, добротный юмор, неповторимый стиль и отличное саунд-сопровождение сделали этот фильм выгодно выделяющимся на фоне остальных картин студии.

Дальше качество контента только падало. В прошлом, 2017 году, Marvel выпустили три картины на широкие экраны, и все три откровенно не зашли. “Стражи галактики 2” погрязли в шутках ниже пояса. Сюжет прост как три копейки, хоть и не без неожиданных поворотов и интересных решений, но он дико камерный и нарочито наполнен «правильными семейными мыслями», которые фильму не к лицу. От стражей ты ждёшь чего-то веселого, крышесносного и неожиданного, а не разговоров о ценности семьи и мыслей в стиле «отец не тот, кто породил, а тот, кто воспитал». Для маленького зрителя это может и полезно, однако зачем тогда столько шуток про половые органы? Фильм сам не знает для кого он, а в попытках угодить всем он потерял своё лицо. «Человек Паук: Возвращение Домой» следует вышеупомянутой системе написания сценария. «Тор 3: Рагнарек» это просто какой-то цирк с конями, где клоуны шутят по делу и без дела, к месту и не к месту, а кони устали и просят уже их пристрелить, дабы избавить от мучений. “Рагнарёк”, который в мифологии показан как нечто страшное и пугающе необъятное, пиздец эпических масштабов, если хотите, тут же является небольшой революцией с самовыпиливанием из Асгарда всего населения на землю. Порадовала новость о том, что у Криса Хемсворта (Тора) закончился контракт с Marvel по окончанию съемок «Мстителей: Война бесконечности» и продлевать его он не намерен, что непрозрачно нам намекает на выпил его персонажа из киновселенной. Аллилуйя!

Легко казаться крупной рыбой, плавая в лягушатнике, да и аудитория не шибко-то и требовательная. Берем сценарий, отточенный за годы выходов фильмов, добавляем кучу шуток (к месту и не очень) и хит просмотров готов, а мы и рады, смотрим и пишем в рецензиях “ЭТО ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ MARVEL, который они когда-либо делали”. Если вы готовы смотреть сотую итерацию приключений Тони Старка в разных ипостасях, ради бога, но просто из-за огромного ажиотажа вокруг кинокомиксов в целом, мы похерили все остальные экшн фильмы. Полнейшая монополия и отсутствие конкуренции ни к чему хорошему не приводит, в первую очередь для потребителя. Пока DC переобувается на лету, меняя стили, посылы и общий нарратив фильма, по ходу съёмок ругаясь со всеми и пытаясь догнать уходящий поезд хайпа, все остальные киноделы тоже хотят создать свою киновселенную. Например, Universal делают свою киновселенную из монстров (Мумия, Дракула, Франкенштейн и др).

Первым шагом в этом направлении была “Мумия”, и пока что у них выходит неубедительно. В кинотеатрах не хватает какого нибудь прото-экшн фильма родом из 90-х, что-то наподобие John Wick, “Рейд”, “Тихоокеанского рубежа” или»Грани будущего». Фильмы простые, драйвовые и запоминающееся, при этом имеющие свой шарм и эстетику. Полное отсутствие конкуренции даёт компаниям возможность делать однотипные, одноразовые фильмы с кучей спецэффектов и именитым актерским составом (для написания данного текста автору пришлось даже пересмотреть некоторые фильмы-экранизации, дабы припомнить в чём была суть некоторых картин).

На самом деле, эта проблема общая и касается она не только фильмов. Куда ни глянь, везде: в видеоигровой индустрии, в гаджетах и даже в нашем любимом рэпе. Раньше, когда рэп-индустрия в России была в андэре и её не так сильно воспринимали всерьёз, появлялась куча самородков и просто талантливых парней, которые шли чрез тернии к звёздам, пришли к успеху и сейчас получают всевозможные награды. Да, фанаты творчества тоже скажут, что раньше было лучше, опопсели и т.д., но ребята шли к этому всю сознательную жизнь, и хотя бы за это они заслуживают уважение. Сейчас же, на волне хайпа, как грибы после дождя, появляются все новые и новые МС, которые делают чёрт пойми что. Многие уже и не различают их, ибо звучание идентично. Рэп — это язык высказывания, современная поэзия, поэтому вся новая школа, которая нарочито таргетирует себя на совсем юных людей порой огорчает, а уж про всех Lil %username% лучше вообще молчать.

Не хочется призывать бойкотировать поход в кино на очередную экранизацию комикса или прослушивание нового альбома фрешмена, хочется лишь предостеречь от того, что вы уже слушали/смотрели десять раз. Просто перед походом на очередной кинокомикс спросите себя, готовы ли вы смотреть его в очередной раз? Сэкономьте деньги и потратьте их на что-то более нужное, девушке цветы подарите или маме подарок сделайте. Но не тратьте деньги на запись рэп-альбома, оставьте это нам.