Маяковский — отец русского рэпа

Заочный асинхронный диалог между поэзией и рэпом ведется, наверное, с момента появления последнего. Причем для кого оскорбительное, для кого желанное сходство рэпа и поэзии находят не только в традиционно литературоцентричной России, но и на родине жанра.

В контексте скептического взгляда на современность, рэп принято рассматривать как очередной из бесчисленных признаков культурного регресса, ведь он якобы не выдерживает духовной проверки поэтами прошлого. В такие моменты, кажется, намеренно забывают о том, что рэп и поэзия принадлежат разным родам искусства: музыке и литературе и, соответственно, способы выражения у поэтов и рэпперов различны. С другой стороны, в цифровой век аудиовизуальных медиа любой печатный вид искусства рано или поздно обречен на исчезновение, чего не скажешь о поэтическом типе личности как таковом. Вероятно, такие личности в наше время вместо поэзии используют рэп. Его законы другие, соответственно и результат иной, форма неизбежно подтачивает под себя содержание. Да и у поэтов и рэпперов немало общего. Например, эгоцентризм, причем не только личный, но и жанровый. Канализированное мышление поэтов/рэпперов склонно к замыканию внутри собственного поэтического/рэп мира. Для примера возьмем отрывок из стихотворения А. А. Блока «Поэты»:

Так жили поэты. Читатель и друг!
Ты думаешь, может быть, хуже
Твоих ежедневных бессильных потуг,
Твоей обывательской лужи?

Нет, милый читатель, мой критик слепой!
По крайности, есть у поэта
И косы, и тучки, и век золотой,
Тебе ж недоступно все это!..

Ты будешь доволен собой и женой,
Своей конституцией куцой,
А вот у поэта — всемирный запой,
И мало ему конституций!

Как видно отсюда, поэт восхваляет…поэта. Путь поэта, образ жизни поэта, миссию поэта, поэзию и все это в противовес серой жизни обывателя. Что-то знакомое:

Протыкая мозги языком острым,
Ломая кирпичи, доски голосом грозным,
Крутые МС выдавали рифмо-салаты,
Сейчас пиздатый тот, у кого крутой аватар.
Ни под кого не кошу, кошу анашу, я рад,
Это хип-хап мать вашу, хип мать вашу хап,
Я проверяю микро: one two one two one,
Меня зовут Грязный Луи, вещает Чемодан!
Чэ-чэ-чэ чё ты предъявишь-то мне?
Я с теми кто поднявшись останется на дне…

Больше агрессии, меньше лиричности, при этом много точек соприкосновения смыслов. Естественно, сказываются не только изменения в мышлении и ценностях людей за 100 лет, но и сама форма, которой в данном случае является не печатный текст, а читка (непечатного текста) под бит.

Забавный факт: американские поэты XX века, современники родоначальников рэпа, писали свои стихи в основном без рифмы. Классическая рифма, когда образуется созвучие в окончаниях пары строк, была характерна для европейской поэзии (и для американской поэзии XIX века, которая ей наследовала). Негры, зачитывая своих тексты в рифму в некотором роде возродили хорошо забытое старое, но можно сказать иначе — они скопировали метод стихосложения у европейских поэтов. Дальше они добавили немного своих кривляний с «йоу» и прочим, получился рэп. Далее русские рэпперы, минуя стадию изучения собственного наследства (русской европейской поэзии), переняли рэп из гетто напрямую со всеми кривляниями. Получились широкоштанники 90-х, которые на фоне русских поэтов действительно поражали своей карикатурностью.

В прекрасной передаче на СТС под названием «Поэзия Бита», вышедшей в эфир 10 января, нам показали этих широкоштанников. Звезды как старой, так и новой сцены, интересные подводки, самая известная поэтесса современности в качестве ведущей. Первое, что хотелось бы отметить, это в целом благоприятное впечатление от передачи. Еще не так давно Витя АК декламировал Пушкина во фрик-шоу, где создатели также пытались заставить наших рэпперов читать стихи классиков и я помню, как все плевались и как тяжело это было воспринимать. Теперь, судя по реакции, все иначе. Общественность примирилась с существованием рэпа, рэп примирился с существованием «высокой культуры», а возможно, «высокая культура» и рэп пошли на сближение. Это не та ситуация, когда зачитать стихи классиков под бит можно было лишь с позиции высоколобой интеллигенции (Наум Блик, зига!). Наверное, лишним будет упоминание о том, что подобные поэтические сессии наших популярных исполнителей позволяют молодежи не просто познакомиться со своей литературой, но и полюбить ее. Да и для самих рэпперов окунуться в поэзию, почувствовать себя лирическим героем стихов, к примеру, Мандельштама, может быть очень полезно в творческом плане.

Теперь о том, что получилось. За исключением Н’Панса (негр, читающий стихи Пушкина, это пока что перебор все-таки), все справились неплохо, а если и было временами стыдно смотреть и слушать, то это можно списать на стереотипы и предрассудки. Лучше всех — Грубый Ниоткуда и Словетский. Да, конечно тут и харизма помогла. Но причина главным образом в ритмике стихотворений, и особенно это касается Грубого, который прочел Маяковского. Эти ломаные строчки, создающие определенный ритм и пространство внутри текста собственным строением, а не искажением интонации, под бит слушаются куда органичней ровных квадратов Лермонтова и Есенина. А все от того, что содержание стихотворений Лермонтова и Есенина сразу опошляется минимальным «рэпперским» интонированием. Стихи же Маяковского этого не требуют — эмоциональные паузы в них предусмотрены самой структурой. Когда рэпперы пишут свои, не скажу примитивные, но куда более земные и бахвальные тексты, они звучат прекрасно со всеми этими вяканиями и растягиванием слов. Но стоит зачитать что-то серьезное, и рука сама тянется к лицу.

Думаю, что серьезный (читай: реалистический) рэп на русском должен быть по структуре таким вот, маяковским. Небрежным, разгильдяйским, вольным. Когда вместо ожидаемого закрытия строки рифмой она обрывается, внезапно перекликаясь с предыдущей, а затем ныряет в крутое пике мгновенно подставленного созвучия в следующем слове. Может Маяковский — отец русского рэпа?