Noize MC — Hard Reboot

Статьи порно-рэпа закончились, поднимаем архивы hophip.ru. Мнение о альбоме «Hard Reboot». Плюс пара эксклюзивных абзацев от автора о переиздании этого альбома в конце статьи.

Не помню, чтобы еще какой-то альбом вызывал у меня столько противоречивых чувств.

Некоторая часть меня, которая ходит в черной толстовке, с капюшоном, накинутым на черный снепбэк, тихо ворчит, что это альбом и не рэперский совсем, какие-то гитары, барабанный грохот, хриплые крики. Но другая часть, которая одевается поприличней, видит альбом взрослого человека. У которого двое детей, куча прожитых лет за спиной, и который кое-что знает о жизни.

«Hard Reboot» невозможно оценивать в двух плоскостях системы координат, которых вполне хватает для описания рэп-альбомов. Нойзовский альбом настолько глубок, объёмен и отличен по звучанию, что необходимо добавлять третью координату – то есть просто его слушать. Потому что самые умные и красивые описания (и даже цитирования) будут лишь плоскими унылыми буквами на фоне трехмерных ярких песен Вани Нойза.

И это вовсе не восторженные крики, это осознанная необходимость. Нойз поет! Круто поет! Настолько, что когда он переходит на обычный речитатив, это резко контрастирует с более благозвучными припевами. Да, конечно так проще донести необходимую информацию, но пропетые куплеты звучат лучше, запоминаются проще и посыл несут ярче. А некоторые припевы и вовсе пробирают до мурашек, а потом постоянно крутятся в голове уже без помощи наушников. «Бла, бла, бла, бла – Ничего нового!» Это вообще гимн современности!

Но альбом не только великолепно звучит, он заставляет задуматься. Но не так, как другие. После некоторых произведений Птахи, Шока или Луперкаля (и не только) хочется только удавиться. Не видеть ужасную беспросветную тьму, которая так и рвется в окошко из чудовищного несправедливого мира. Кромешная грусть пронизывает большинство реперских трэков. Уж в чем мастера в русские рэперы, так в умении описывать ужасную правду несовершенства мира, описывая свои загоны в темные моменты собственной жизни. Из которых, впрочем, она и состоит.

А Ваня Нойз хоть и поднимает те же неприятные темы, реализует их с позитивной точки зрения. И пусть его герой умрет в одиночестве перед телевизором, но в его доме будут жить и смеяться дети. Пусть он сгорит в атмосфере, но даст «людям ощущение свободы». И да его уже не спасти, но речь его будет звучать всегда.

Нет ни одного трэка, где все плохо! «Запрети себе множить скорбь, да и зазвучишь!»

Но при кажущейся простоте текстов, альбом очень сложный. Для меня, например, до сих пор загадка «Абв &Эюя». Вряд соль ли в том, что в нашем алфавите «до#уя лишних букв», скорее уж в том, что декларирует Вера Полозкова.

Но другие песни заполнили пустующее пространство в голове и прочно заняли свое место в списке любимых. «Говорящие головы», «Ne2Da», «Сохрани мою речь», «Хозяин Леса» — не просто песенки с крытым припевом, но и с глубоким социальным подтекстом. Но его не хочется видеть, хочется просто подпевать и не думать о том, что сам мало отличаешься от того, кто 10 лет не выходит из дома.

Но не думать, тоже не получается. Песни цепляют за живое, и при каждом прослушивании требуют что-то менять, чтобы не скатиться со всеми вниз по эскалатору.

Сам Noize MC описывает множество путей побега из общества роботов. Можно запереться в квартире, или уйти в жить в лес, или стрелять во всех без разбору, или уповать реинкарнацию.
Но каждый из путей оказывается ложным. Говорящие головы продолжают болтать, медведь претендует на звание хозяина, а в следующей жизни окажется «все та же боль». Вероятно ответ кроется в песне «Hard Reboot», но я, к сожалению знаю английский очень плохо.

Но так или иначе альбом не оставит никого равнодушным. Его нельзя прослушать и все. Хоть что-то, но останется даже в самой глупой голове. Хочется верить, что не только бла, бла, бла.

P.S. В последнее время часто слышал мнения, что Нойз уже не тот, что теряет популярность и своими «выходками» пытается ее поднять. И что известная драка затеяна исключительно из-за пиара альбома, ровно как и выступление голышом.

На мой взгляд, такие выводы не обоснованы или вызваны завистью. Нойз вообще не производит впечатление человека, который «зазвездился» и теперь чувствует ответственность за свою публичность. Вот, допустим так часто упоминаемый мною Мирон погряз в этой ответственности. Полностью согласен Максом, что любой поступок Окси, выставляет в его в выгодном свете. Но именно поэтому он вынужден сильно осторожничать.

Нойзу же просто плевать на все эти условности и он делает то, что хочет, без всяких задних мыслей о том, как конкретный поступок отразится на его репутации.

При этом Нойз ни сколько не сдает в творческом плане. Я, например, начал активно его слушать только после «Неразберихи». А «Hard Reboot» принесет ему новую волну поклонников. Ваня Noize продолжает развиваться и каждый раз делает что-то новое, интересное и необычное. И пока он будет удивлять, его популярность будет только расти.

Пара строк про Hard Reboot 3.0

Я наконец-то нащупал ту грань, где у Нойза заканчивается рок и начинается хип-хоп. Очень показателен в этом плане трэк «Come $ome All». Прошлогодняя версия трэка – безумная электроника, довольно долго крутившаяся в моих наушниках, нынешняя – тяжелый рок, очень высоко оцененный моим другом, любителем рока. Я же в который раз убедился в собственной 100% хип-хоповости.

С «Поводком» противоположная история, новый вариант звучит гораздо злее и стремительнее, теряется душевность и нежность оригинала и рушится его неповторимая магия. Естественно мой выбор – ремикс от RasKar, но без тявкающего семпла в куплете было бы еще круче.

Ну и последнее, на чем бы хотелось заострить внимание – трэк «Хард ребут», за русскоязычные куплет и припев которого ответственен не Нойз. Что довольно трудно заметить, выдает только незначительная разница тембров голоса. В остальном же – вылитый NoizeMC, со всеми свойственными ему фишками. Даже не знаю, хорошо это или плохо.