«Фейковые» исполнители: будущее российской музыки?

Недавно, листая сайт профильного издания Music Business Worldwide, я наткнулся на июльскую статью, целиком посвящённую разгрому «капиталистических свиней» из всем известной корпорации Spotify. Согласно информации, полученной от «источников, согласившихся дать комментарии только при условиях полной анонимности», стриминговый сервис придумал довольно оригинальный способ «обманывать» лейблы, которые дерут с него безумное количество денег в виде роялти и параллельно судятся, пытаясь получить ещё больше. Устав от постоянных поборов, Spotify решил просто замещать популярных артистов в своих плейлистах никому не известными ноунеймами (простите за тавтологию), которые не имеют лейблов-посредников, а, соответственно, и плата за их музыку минимальна.

Вроде бы ничего такого в этом нет: и люди получают в свои плееры новые имена, которые звучат не хуже именитых коллег, и корпорация сокращает расходы (что особенно важно для Spotify ввиду неиллюзорной возможности обанкротиться из-за постоянных исков со стороны мэйджоров). Однако автор статьи заявляет, что на самом деле исполнители, попадающие таким образом в плейлисты наравне с артистами высокого уровня и собирающие из-за выгодного соседства миллионы прослушиваний, — «фейки» и якобы не существуют.

Оставим за скобками резонное замечание о том, что «анонимные источники» автора вполне могут точно так же быть лишь плодом его воображения, и зададимся другим логичным вопросом: Песни есть, уникальные имена есть, слушатели есть, плагиата нет — как это «не существуют»?

А вот так. По мнению автора, ты существуешь, только если являешься подписантом лейбла, что очень напоминает позицию Юры Дудя. Поэтому, если корыстолюбцы-шкурники из стримингового сервиса нанимают малоизвестных артистов, выкупают их музыку и размещают в своих же плейлистах рядом с мега-звёздами, то исполнители этих песен — «фейки», которые «не существуют». При этом, если же звёзды прибегают к услугам гострайтеров и гостпродюсеров, которые полностью создают за них хиты, то это нормально.

«Допустим, конфликт между экономящим на отчислениях исполнителям Spotify и проплачивающими публикации в СМИ мэйджор-лейблами актуален для Запада, но причём же здесь Россия?» — спросите вы. Суть в том, что практика показывает, что русский слушатель впервые стал менее консервативен, чем западный (и это во многом связано с постепенным понижением его возраста и нехваткой больших имён на музыкальной сцене), а это, в свою очередь, позволяет впихнуть в рот массового потребителя любую пилюлю. А если разницы между пилюлями нет, то зачем платить больше?

Таким образом, если раньше на просторах СНГ на формирование статуса «звезды» уходили годы и десятки миллионов инвестиций продюсеров, то теперь «выпрыгнуть» из ноунейма на сцену можно за годик-два при практически любом качестве музыки. И относится это не только к рэпу: теперь на рок-сцене царит практически не сведённый трёхаккордный лоу-фай от недавних хедлайнеров фестивалей для любителей мемов категории -17, а в электронике давно уже в моде бедрум-исполнители с минималистичными текстами или же обходящиеся без них вовсе.

Главным двигателем популярности в такой среде являются средства распространения информации, при этом традиционные СМИ, «так и не понявшие диджитол», постепенно отходят на второй план, уступая дорогу сообществам VK и соцсетям лидеров мнений. К концу «десятых» в большое плавание зачастую бездарных артистов без собственного образа запускают не телеканалы или музыкальные журналы, а пара твиттов Oxxxymiron’а или попадание в ротацию к «Рифмам и Панчам» или The Flow.

Михаил Паньшин, создатель «Рифм и Панчей», одним из первых осознал власть, вырванную кровью и потом у музыкальных лейблов и «Фабрики Звёзд», и пришёл к тому же выводу, что и автор данной статьи: «Если звезду можно вывести в пробирке, сразу поставив на счётчик, то зачем терять деньги и нервы, работая с уже сформировавшимися исполнителями?» Ведь, по сути, любое крупное музыкальное сообщество VK является в данном случае тем же Spotify, т.к. составляет плейлисты, в которые может включить ноунейма-«фейка» наряду со звёздами, тем самым дав ему значительного пинка кроссовком синергии известных имён. Так и родился младший брат «Рифм» — «Rhymes Booking», выстреливающий каждые пару месяцев новой креатурой-однодневкой вроде Morgenshtern’а или Rocket’а.

Плевать, что у нового артиста ещё нет сложившегося образа и собственной фанбазы — школьники в комментах подхватят новое имя на стяги, даже несмотря на постоянно вбрасываемый твит Локимина. Место между Яниксом и Оксимироном в еженедельной подборке годноты на «Рифмах» — вот новый контракт с лейблом, строчка в голосовании за топ-50 релизов года на «Флоу» — вот новый хит-парад «Европы Плюс», попрыгать под плюс на «Раймс Фесте» или ивенте «абстрактных мемов» — вот новое «Нашествие», а закреп на MDK — новый «Золотой Граммофон». Стать звездой ещё никогда не было так просто, и это то будущее, которые мы выбираем сами.

Хм, а такие уж ли «фейки» на Spotify?

 

Читать автора в Телеграм — https://t.me/nomorehero