Рецензия на альбом MNOGOZNAAL — Ночной ловец солнца

Пора выделять новый поджанр рурэпа — ламповый рэп. Это нечто личное, сокрытое от мейнстрима. Это рэп с вниманием к мелочам, который рад принять любого в уютном кругу вокруг костра. Ламповые рэперы не кричат о себе и не гонятся за теми, кому до них нет дела — оттого в своем большинстве они и не настолько популярны, как [вставь имя любимого рэпера]. На эту участь себя уже обрекли Вадяра Блюз, Небездари, Наум Блик, Ка-Тет, Луперкаль и немногие другие. Теперь к ним можно причислить Многознаала. И дело не только в несправедливом распределении популярности, когда талант — не главный двигатель твоего движения к миллионам поклонников. Для всех этих персонажей рэп — форма выражения мыслей, чувств, своего понимания музыки, но им не близки традиционные для жанра темы, избитые образы или манеры.

2

Говоря о себе любимых, артисты часто забывают о контакте с нами, слушателями. Немного лучше, когда к нам относятся на равных, как это делал Гуфи, недавно сделал Скрипи, сегодня делает Многознаал — можешь пойти за ним по заснеженным улочкам воспоминаний не самых лучших дней, но за руку тебя никто не тянет. С ними у Макса больше схожего, чем может показаться. Ты не обязан принимать их философию. Не должен врываться в их круг и просить дать пять, ты должен помнить о своем праве слать нахуй если с чем-то не согласен. Не байтить чужие взгляды в мозг выебанных задротов, потому что модно, а решать самому.

Но довольно говорить о том, как много плохих рэперов в России. Пора рассказать о том, почему Многознаал хороший. О чём его свежий альбом? Обо всём и ни о чём сразу. О себе, о его окружении, о нас, о Создателе, о глупости и навязчивости, о нашем пути. Кажется, для Ловца наш герой писал по несколько треков одновременно. Каждый куплет ненавязчиво, но забит отсылками к другим песням с альбома; сюжет следования за Белым Кроликом, интересные мелочи, прослеживать за которыми было бы очень увлекательно, если бы не плохая дикция. Она сводит на нет всю сюжетную интригу. А вот повествование многих философских тем будто метким броском топора обрубается Максом и остаётся на домыслы слушателя. Это очень странно: тексты же никоим образом не состоят из воды или культа самого себя. Это крутейшие образы, метафоры, обороты, но вопросов остаётся всё же больше, чем ответов. Всё ставится под сомнение, ведь окружающее нас не так однобоко и однозначно понятно, как кажется на первый взгляд. Хищник ли человек? Стоит ли так много знать или лучше крепче спать? Где найти покой своим мыслям? Решай сам, бой.

Помоги же найти им, кто в их бедах виноват
Потому что там у них потемнело в зеркалах

Но Многознаал вовсе не концентрирует всё внимание на тексте, а скорее подтверждает гипотезу о том, что в песне главное не испортить бит. Сделать песню из куплета в 3 четверостишия? Почему бы и нет, если бит традиционно крутейший. Кажется, в рядах рэперов, под которых можно танцевать, очередное пополнение.

Не то, чтобы Ловец Солнца впечатлял чем-то новаторским: это всё тот же Макс, который не любит совместки. Ведь тех, кто бы не запорол идею его трека, можно сосчитать по пальцам одной руки. Вот на моей памяти единственным рэпером на одном треке с нашим героем был Фараон, но и это была скорее дань уважения к тогда зарождавшейся движухе молодых и мертвых. Поэтому кроме “аморфного” голоса на всём альбоме слышно разве что припев а-ля Чаян Фамили и вокал девушки в треке “Vir Voyt”. И сейчас поймите меня правильно.

1

“Если на пути все отвернулись, знайте, что мы спим,
Завтра мы тебе покажем самый новый мир”

Вот вкупе с этими строчками такая малозначительная деталь, как голос девушки, одновременно с Максом звучит очень обаятельно. Атмосферно, как часто говорят.  А учитывая, что Многознаал не принимает существующие религии, но очень верит в Бога, это обретает таинственные черты некого нового, неизведанного культа, а они — его последователи. Вообще расшифровка текстов печорского МС — дело целого вечера, на Genius с последнего альбома почти к каждой строчке есть отдельное пояснение. Но просто слушать эти шаманские напевы гораздо приятнее, меся кроссовками первый снег и размышляя о лучшем. Это не ядерно-веселая музыка, она не однозначно добрая или унылая, она просто легкая, воодушевляющая, будто саундтрек к приснившемуся полумраку в компании той, кому доверяешь как себе или вечерним прогулкам по залитым тусклым светом улочкам. И, кажется, под неё порой трудно не танцевать.

“Мы всегда были тут вопреки, но потом чудом окунались в мир
Где все почему-то стали нас любить”

Только немного обидно, что треки “11” и “Зарни” в конечном варианте получились немного отличными от анонсированных синглами и клипом, но это дело вкуса. Сейчас на вес золота МС с распевным флоу. Когда ты не обрываешь строчку криком, чтобы дать приземлиться лоурайдеру под твоим задом, а дополняешь бит, показывая харизму. Простор для самовыражения тут просто огромный: вальяжные распевы вышеупомянутого Вадяры, романтичные баллады прямиком с вечернего побережья от Дино из Триады или вот оказавшийся в одном ряду с ними по причине моего дурного вкуса Макс. Его флоу — это этнические завывания: будто за моей спиной небольшой хоровод под бескрайним звездным небом, которое сменяется размеренной читкой, лишь изредка идущая вразрез с битом. Как я надеюсь, что у неба ещё долго не закончится снег, так и у печорского таланта не закончится желание все успеть и еще порадовать своими атмосферными треками наши заснеженные провинции.

Автор: Эдик Долгополов