«Эминем легализовал чёрный расизм» — I1 о споре с Talib Kweli и белых в рэпе

Русский интернет продолжает хохотать в твиттере американского рэп-ветерана Talib Kweli. Причиной стали обвинения в расизме белых русских рэперов и последующая атака троллей на твиттер Талиба, который принимал всё за чистую монету и называл русских mc фашистами. Но первым диалог с ним начал — и то без какой-либо иронии — ветеран русского рэпа Ваня I1, один из первых русских грайм-mc, в разное время работающий со Смоки Мо и Оксимироном. С ним мы и поговорили про расизм заграницей, белые привилегии и о положении белых в хип-хопе. 

О раздувшемся твиттер-конфликте

Не было и мысли раздувать какой-то срач. Я вообще считаю это достаточно подлым и дешёвым хайпом, нарываться и устраивать негатив. Тем более, звёзды скорее никогда не отвечают, я писал скорее для людей в его твиттере. Посыл не был провокационный абсолютно.

Тогда зачем это всё?

Предпосылки было две. Первая: я много читал бесед из разных сфер между чёрными и белыми в американском “рэп-сегменте” интернета. И я много раз замечал вот эту идею “белой привилегии”, которая используется очень часто дабы гасить любую конструктивную критику. Это тоже самое, как например в политике с Израилем: если кто-то замечает, что Израиль в чём-то неправ и говорит об этом, его сразу же обвиняют в антисемитизме. Хитрая риторика, дабы подавлять возможность людей выражать своё мнение.

В Америке есть термин white guilt — белое чувство вины. У многих оно есть, ведь “их предки когда-то там поработили африканцев того времени”. Явление совершенно неправильное. Ровно как современные немцы не должны отдуваться за нацистов 40-х годов, это другие люди, оно просто живут на одной и той же земле. Вот и Талиб перегибает и суёт свой термин где попало. Я аккуратненько ему намекнул, что, возможно, слишком много этой риторики используется, она уже становится ненавистной и опасной.

Вторая предпосылка: когда Эминем признал в интервью Crook’у, что он “гость в хип-хопе”, я понял, что это большое проблемное заявление.

Об Эминеме и белых в рэпе

Эминем, говоря что он гость, легализовал чёрный расизм в хип-хопе. Теперь каждый может сказать “ты чё, даже Эм признал, что он гость. Ты посвятил всю жизнь хип-хопу? И что, ты гость. Пришёл-ушёл. Неполноправный.” Но кто-то из нас считает себя гостем? Люди, которые лежали в больницах, защищая культуру в России 2000-х — тоже гости? Интересное мнение, но идёт исключительно из невежества, когда человек ни о чём не знает кроме ограниченного количества вещей, который он прочитал сидя у себя на районе.

Белые действительно не являются на данный момент равноправными членами американского хип-хопа. Большинству чёрных хочется, чтобы культура оставалась чёрной. Они боятся потерять идентичность, боятся, что у них отнимут жанр и все забудут, кто его придумал. Но мы не можем игнорировать тот факт, что музыка всегда превыше каких-то внешних вещей! Музыка идёт исключительно из сердца, мы не можем этому препятствовать, это природа музыки и природа творчества в целом. И культура, будучи связанной с музыкой, передаётся и распространяется. Они идут в тандеме и это распространение не остановить! 

Проблема расизма по отношению к белым давно есть, но если согласие с таким отношением исходит от больших белых артистов, то происходит нормализация. А если это будет нормализоваться и дальше, то станет проблемой, которую уже не получится исправить и нас всегда будут тыкать такими “авторитетами”. Я замечаю, что всё идёт в этом направлении и мне хочется об этом говорить. Я вижу часть правды и говорю о ней. Американская культура сейчас настолько чувствительна и не свободна, что говорить какие-то вещи от лица белых они уже не совсем могут, из-за множества ублюдков и расистов, делавших это раньше, теперь все белые тоже боятся и молчат. Но это же не отменяет наше права обсуждать то, что мы видим перед собой? 

О смешении культур

Наряду с “белой привилегией” используется термин “культурной апроприации”. Они имеют в виду, что человек из другой культуры берёт и использует их культуру. Т.е. они хотят, чтобы люди не расширяли свой кругозор и опыт. Но единственное, что здесь нужно, это никогда не врать об источниках культуры и никогда не проявлять к ней неуважение. И это правила здравых людей и здравого смысла.

Зачем чёрным только “чёрный рэп”?

Почему они так держатся за хип-хоп? Я думаю у них страх, что белые люди сотрут их культурный вклад. Они часто говорят “мы придумали рок-н-ролл и у нас его отобрали”. Но кто его отобрал? Что такое рок-н-ролл сейчас? Ведь белые могли в своё время захватить корпоративную индустрию, когда без лейблов нельзя было стать популярным, но никак не жанр в контексте современной цифровой индустрии. Хочется вам обратно рок-н-ролл? Пожалуйста, делайте его снова, возвращайте себе, но ведь он больше никому не интересен, вот они и хватаются за хип-хоп. 

Не хотите чтобы мы забыли, что это вы его придумали? Но с этим нужно не так справляться. Снимите больше документалок про хип-хоп, как это сейчас сделали Netflix (речь о Hip-Hop Evolution — прим. ред.), а не говорите “белые, идите отсюда”.

О расизме в Лондоне

С предвязостью касательно участия белых в хип-хопе я сталкивался во время жизни в Англии. Не все бывали разумны в этом вопросе с обеих сторон. Там тоже есть расисты разных пород, засчёт того что там огромное смешение разных национальностей, расисты бывают среди всех людей.

Во времена, когда ещё повсюду использовался т.н. рэперский street wear, чёрные на улице мне пытались пояснить, что я вырядился как стен (ярый фанат Эминема — прим. ред.). Говорили, что тимберленды были сделаны для чёрных и я не имею права их носить. Или что не имею права носить футболки NFL и снепбеки. Но это были идиоты, при том что из-за смешения культур на любом рэп-ивенте всегда хватало представителей всех рас. Сериал Top Boy отображает разнообразность английской урбан-культуры сейчас. В нём есть уже родившиеся в Англии китайцы из бедных районов, к примеру. Т.е. как в Америке, но разнообразия в Англии ещё больше. Но английский расизм по отношению к чёрным тоже есть, особенно со стороны органов правопорядка. Их обыскивают, априори подозревают в преступлениях. Но аналогично полиция относится ко всем, кто может иметь отношение к наркоторговле, т.е. ко всем, кто носит хип-хоп атрибутику. Меня тоже многократно шмонали и проверяли просто за то, что я выгляжу как рэпер. Но ведь и стереотипы не берутся на ровном месте: почти все, кто действительно барыжит, так и одеваются. Это грустно, но логично. 

О расизме в Тель-Авиве

Сейчас я живу в Тель-Авиве, в Израиле. И здесь большая разница между тем, как живут чёрные, арабы или белые. Но так получается, потому что чёрные это эмигранты из очень плохих африканских стран и они приезжают сюда не зная языка и не имея никаких навыков. Я слышал, что здесь реально есть дискриминация по отношению к чёрным. Но такая же, как и в любой европейской стране. Она присутствует, но говорить о белой привилегии? Сюда также приезжают ребята из Украины, России и у них нет никаких привилегий. Привилегии действительно есть у людей с еврейскими корнями, которым по приезду сюда выдают гражданство и деньги. Но Израиль идентифицирует себя как еврейское государство. Если у тебя русская мама — тебе выдают русский паспорт. Если у тебя мать еврейка — выдают еврейский, всё же логично?

В Израиле я общался и с евреями, и с арабами. Где действительно всё очень плохо, так это в Палестине: там огромная антисемитская пропаганда, есть места, куда евреям запрещён въезд и их появление там может очень плохо закончиться. Поэтому в Израиле так трясутся над безопасностью своей страны.

О расовом разделении 

Это также глупо, как идея расовых квот в образовательных учреждениях в штатах. С одной стороны кажется, что это хорошо — наполнять университеты людьми разных этнических групп, но с другой стороны, образование и стипендии разве не должны даваться на основе способностей? Люди, у которых больше крутых оценок, качеств, активности — такие должны выделяться. Будут то все чёрные или все китайцы — это не важно, это нельзя контролировать. Способность выделяться непредсказуема и не зависит от никаких квот. Тоже самое в музыке: если придёт белый чувак из какой-нибудь Польши и порвёт вдруг американский хип-хоп — ему никто не должен ничего говорить, останется только признать его талант и принять. Те, кто этого не принимает — они и есть расисты.