Интервью Jah Khalib

Недостроенный дом. Стрелок, внешне напоминающий героя фильма «Леон», занимает позицию на верхних этажах. В его руках появляется снайперская винтовка. Цель зафиксирована. Прицеливается. Выстрел. Минус один.
Это пересказ одной из сцен видео «Созвездие ангела», предпоказ которого Jah Khalib устроил мне прямо посреди интервью. По ходу просмотра боковым зрением стараюсь следить за артистом. Главным образом, чтобы, как в старом поп-шлягере, узнать, не наблюдает ли он мою реакцию как одного из первых посторонних зрителей. Куда там! Внимание Jah Khalib направлено на экран — и ничего, что клип он смотрел, вероятно, уже раз 100. Перекрикивая музыку, он информирует о нюансах как съёмочного процесса, так и создания композиции, на которую, по словам исполнителя, ушло 2 месяца работы и сотни человеко-часов.

 

Это первый клип такого уровня в его карьере. А альбом с несколько комичным названием «Если чё, я Баха» — первая полноформатная пластинка. Чтобы прийти к аншлагам и забитому концертному графику ему не понадобилось ни первого, ни второго. Понадобились, кто бы мог подумать, лишь классные песни — трогательные, но реалистичные. Напевные, но мужские. Хип-хоповые, но с редкими для жанра мелодичностью и музыкальным мышлением. Ну а пока от новой пластинки Jah Khalib нас отделяет какая-то неделя, у нас есть его истории.

Твой альбом выходит 29 сентября — но ты до сих пор над ним работаешь.

Просто у меня вечный голод. Я вновь приехал в Киев, чтобы писать музыку на студии у Вадика Teejay. Пока в треклисте альбома у нас 15 треков, а всего демок написано 92. Меня уже пацаны успокаивают: “Баха, ну всё. Давай вот эти 15 — и хватит!”. А на деле альбом ещё не записан. Это не проблема, я его запишу за 3 дня. Случилась фигня с голосом: повредил связки и врачи наказали молчать 12 дней. Как раз в то время, когда я должен был записывать материал.

Как выбираешь, какие песни оставлять на альбоме, а какие нет?

Схема такая: я делаю демку. Мы её слушаем. Если в ней что-то есть — мы её допиливаем.

Исключительно на собственное мнение опираешься или есть фокус-группа?

Фокус-группа вступает в ход, когда я уже ставлю пацанам законченную песню.

Сложилось мнение, что в своей музыке ты всё стремишься контролировать лично. У тебя большой саундпродюсерский опыт. А с тобой легко музыкантам сработаться?

Иногда меня ребята не выносят. Я умею работать в команде, но я контрол-фрик. Слежу за всем. Если режиссёр мне снимает клип, я постоянно сижу с ним рядом на съёмках. Обязательно сижу на цветокоре. Если делегирую сведение трека звукачу — потом всё равно сижу над проектом и проверяю, что он сделал. Взять недавно вышедшую песню “Созвездие ангела”. Звукач свёл её дважды. Потом я вернулся с концертов — и сам пересвёл ещё 4 раза. В итоге над песней работало 7 музыкантов, а аранжировал и сводил я её 2 месяца.

Кому-то ещё из артистов такой фанатизм в работе свойственен?

Басте. Он тот ещё фанатик. В прошлом году перед тем, как он позвал выступить на фестивале “Баста +”, у меня был творческий застой. 3 месяца, прикинь, ничего не писалось. Сажусь за бит — и ничего. Однажды мне звонит Коля (Николай Дуксин, концертный директор лейбла Газгольдер — прим. The Flow) с Газгольдера по одному вопросу и говорит, вот, тебе сейчас Баста наберёт. Я вначале подумал, что он меня разыгрывает. Но потом действительно Васян позвонил, пригласил меня к себе посидеть-познакомиться. Я приехал на Газгольдер, увидел, как Баста работает, и меня это так вдохновило! Если мне становится сложно, я думаю о нём как об ориентире. Я тоже работаю-работаю постоянно, пишу, но с каждым происходят моменты, ломающие веру в себя, уводящие в сомнения. И Баста для меня как мотиватор и большой пример. Я этого не стесняюсь нисколько.

Почему на нашей рэп-сцене артисты так редко публично признаются, кто из коллег на них повлиял?

Они сами себя обманывают. Придумывают ненужные условности и рамки. Особенно меня добивают музыканты, которые говорят: “Я делаю музыку для себя”, понял? Я всегда говорю: “Чувак, ну что ты врешь? Какое “для себя”? Ты же хочешь, чтобы её слушали! Чтобы она нравилась людям! Какой смысл быть музыкантом, если тебя никто не слушает? Если ты делаешь музыку для себя, возьми посох, иди в горы, паси баранов и пой для них”. Сейчас много стереотипных чуваков, которые пыжатся казаться уникальными. Королями. “Я не буду слушать попсу, потому что я “тру”. Или говорят: “Я не буду упоминать имя повлиявшего на меня артиста, потому что я индивидуальный с якобы собственным стилем”. Может, это из-за эго? Нашему хип-хопу не хватает объединённости: все рвутся доказывать, что они круче всех. А есть персонажи, которых в этом деле интересует одно — музло. Это мой подход. Мне не стыдно признаться, что мне нравится тот или иной исполнитель.

Публика воспринимает тебя как романтика, но не замечает, как высоту чувств в песнях ты уравновешиваешь приземлённостью бытовых сюжетов. Можешь в песне девушку назвать “ненормальной дурой”, её истерики — “бабской руганью”. Но твой герой всё равно будет стараться с ней помириться. Мне кажется, твои песни о том, что люди неидеальны, что отношения неидеальны — но надо с этим как-то жить.
В этом и суть! Это наш жанр. Понимаешь, все поют о любви не по-настоящему. Чувак поссорился со своей бабой, пришёл на следующий день на студию и написал трек: “Моё солнышко, я тебя люблю! У нас с тобою всё хорошо! Мы на небе”. Это не тру. Напиши о том, как ты поссорился с этой сукой вчера. Свою реальную историю из жизни. Покажи людям реальную бытовуху. Мне не в кайф фильмы с наигранным хэппи-эндом, мне подавай тот, где разыгрываются жизненные ситуации. На днях смотрел “Человек, который изменил всё”. Брэд Питт. Про бейсболистов. Бро, ну вот там реальная жизнь. Так же и я когда-то пацанам своим говорил: “Почему нет музыки, в которой артисты говорят о любви как есть? Почему пишут ваниль, как сильно любят, но не пишут, как ссорятся? Есть либо грустняк “ты меня бросила”, либо “я тебя люблю, малышка”. Люди баланс потеряли во всём. Пацаны сейчас либо жёсткие подкаблучники, либо жёсткое быдло. Хотя, как по мне, пацан должен находить золотую середину в отношениях. Если девушка допускает, он должен ей чётко сказать, объяснить и направить её. Как бы то ни было, для женщин мы всегда будем вектором. Женщины живут эмоциями. Наша цель с этими эмоциями совладать и направлять. Это двусторонний процесс: женщины обогащают жизнь мужчин эмоциями, вдохновляют нас. Мужчины учат их, направляют и дарят нежность. Всё должно быть в балансе. Так и мы в нашем музле нашли золотую середину, рассказали обо всём — о плюсах, но и о минусах.

Тебе продюсерское образование помогло спланировать такой курс?

В отношении творчества нельзя включать бизнес. Я понял, о чём ты говоришь: не поступаю ли я коварно.

Коварно? Я бы сказал “профессионально”.

Бро, это может быть субъективно, но я не считаю такой подход профессиональным. Вот у нас есть музыка и есть маркетинг. Кто-то делает вначале маркетинг, а потом из этого уже делает песни. Вот представим, как проходило планирование большого хита корейца Psy. Стоят чуваки и говорят: “Нам нужен кореец, нужны бешеные танцы, нужны дикие просмотры”. Задачи расставлены — а уже потом делается музыка. В русском рэпе артисты, действующие по такой же схеме, тоже есть. Я так не могу. Мне с детства привили любовь и уважение к музыке. Кто-то может сказать, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется, но всё дело в отношении. Кто-то делает музыку ради славы, другие — ради музыки. У первых получается коммерческое говно. Не хочу на личности переходить… Допустим, появился инстаграм — и чувак сразу сделал о нём песню. Это маркетинг-схема. Сделал — и она стрельнула. Вроде не в чем его обвинять, да? А теперь смотри на Скриптонита, делающего музыку ради музыки. Тут уже можно на личности переходить. Сделал нереальный альбом, засунул в него отрывки из своей жизни. Подошел творчески и очень интересно. А потом нашлись люди, которые смогли донести его музыку инструментами маркетинга или еще чем-то до массового слушателя. Потому оба подхода работают успешно, но я всегда ставлю на первое место музыку — а уже потом маркетинг, менеджмент и всю бизнес-херь.

Пожалуй, по первой схеме успешнее всего у нас работает Тимати. К чему веду: ты регулярно в интервью упоминаешь, что тебе нравится L’One, ты записал песню с Мотом, контактируешь с Black Star. Но я ни разу не слышал, чтобы ты упоминал Тимати.

Потому что я музыкант. И я воспринимаю только музыкантов. Если бы я был маркетологом, я бы говорил про Тимати. Тиман, кажется, как раз по первой схеме работает. А мне вот нравится L’One. Трудяга! В его треках заложена реальная энергетика, трушная эмоция. Если это есть, публика по-любому это оценит. Ещё даже до того как расслушает слова. Слова — это уже второй план. Они услышат эмоцию и скажут: “Блин, этот чувак не врёт. Ну-ка надо послушать, о чём он поёт”. Про секс и наркотики написано тысячи песен. Из этой тысячи, грубо говоря, стрельнули 10. Почему? Потому что артист не врал.

Ты не жалеешь, что песня, с которой ты выстрелил, — это “SnD”?

Я понимаю свою ответственность, если ты об этом. Но я же просто рассказал историю. Я ходил по клубам, смотрел на молодёжь. Эта песня — о ней. Если я захочу написать о птицах за окном или о том, как бомжи поют в подворотне, — я это сделаю. Вот недавно ко мне подошла одна девчонка и сказала: “Зачем вы написали эту песню? Я вчера была в клубе и видела, как под неё бухают молодые люди”. Я ей ответил: “Девушка, они бухают уже давно и не из-за того, что мою песню услышали”. Понимаешь? Я просто сказал правду.

Источник и продолжение: The-Flow