История хип-хоп проекта Loc-Dog

Источник: indarnb

Подготовлено для музыкальной конференции Colisium, Санкт-Петербург, апрель 2015г.
Автор — Дмитрий Кондратьев, генеральный менеджер музыкального лейбла RAIDA.

В 2008 году я обратил внимание на одного из рэперов, уже известного в узком комьюнити, заслужившего внимание своими не стандартными работами. Я искал артистов и пробовал работать с несколькими исполнителями, но по потенциалу никого более интересного на хип-хоп рынке из инди артистов не было.

https://www.youtube.com/watch?v=XaH8SWROC3k

Большое влияние сыграл резонанс ранних треков рэпера с моим музыкальным вкусом и жизненной философией. Найдя подход к сложному, практически не управляемому человеку, рэпер был наркоманом со стажем, я постарался вернуть ему сознание, а затем начал подготовку артиста. Всех своих подопечных артистов я готовил с привлечением лучших специалистов, открывая новые возможности.

Были и другие артисты и некоторые подавали надежды, но продолжать работу возможно было не со всеми. Как-то на благотворительном концерте для детей сирот, мои подопечные из группы 9 Сектор отказались выступать, я забыл о своих инвестициях в группу и больше никогда их не видел.

https://www.youtube.com/watch?v=h5jtsvy5h_Y

Никто из рэп артистов не смог воспользоваться моим предложением в полной мере и воспринять новые знания. Loc-Dog, под таким именем я начал работу над новым хип-хоп проектом, смог только получить представления о настоящих музыкантах, хорошем оборудовании, сценическом мастерстве и хореографии. Единственное, что пошло на пользу это работа с педагогом по вокалу над техникой дыхания и сведением фронтмена с его бэк вокалистом.
Итак, имея функционального рэпера, необходимо было создать оригинальный музыкальный материал, которого не было. Рэперы ранее не придавали значения авторским правам и использовали для своих треков известные аранжировки американских коллег, иногда получалось очень интересно. В последующем, я даже использовал такую композицию и придумал не стандартный видеоряд к ней:

https://www.youtube.com/watch?v=42kNdrIluWI

Очень большие трудности появляются именно на этапе создания оригинальной музыки для рэпера. Сами рэперы не обладают музыкальными талантами сочинителей и приходится долго перебирать варианты музыки. Чаще всего рэп аранжировки создаются из сэмплов известных песен и не имеют правовой защиты.

Большая часть российских хип-хоп треков, это «перебитые» треки американских рэперов.

За первые шесть-восемь месяцев работы над проектом мы создали около 30 авторских треков, записываясь на лучших московских студиях: Fantasia и Vi Sound, стоимость работы над первым рэп-альбомом «Паранойя» составила более 500 тыс. руб., больших трудов составило его записать, так как артист порой находился в состоянии неадеквата и «хриплого голоса». Вовлеченность продюсера в творческую составляющую проекта привело к последовательности действий и позволило закончить продакшн в концептуальном виде. Нужно было стимулировать рэпера к работе, подбирать и расставлять треки по очередности, выбирать синглы, корректировать подачу в треках. Во время работы над альбомом интересовались процессом даже такие люди как Доминик Джокер и Игорь Крутой. Практически сразу создавались треки на два первых альбома «Паранойя» и «До свидания». Пришлось сразу отказаться от части треков в первом альбоме, чтобы не нарушать концепцию и восприятие.

https://www.youtube.com/watch?v=uGgPNpRcd_o

Третий сольный альбом «Апокалипсис» записывался через год совсем в другой атмосфере и настрое, он был полностью продуктом артиста по содержанию и в нем уже отсутствовала коммерческая составляющая проекта. Мне оставалось только свести треки, расставить по местам, провести имиджевую фотосессию, создать обложку, разработать кампанию продвижения, организовать очередной концерт в 3-х тысячном зале и сформировать новый гастрольный тур.

https://www.youtube.com/watch?v=x6jce0pVLIo

Стратегия вывода артиста на большую сцену, а именно такая задача ставилась изначально, строилась на природной самобытности рэпера, содержательности текстов и эмоциональности песен. Рэпера невозможно было заставить сыграть содержательную роль, его было трудно даже вовремя дождаться на фотосъемки, видеосъемки, запись на студии, из-за чего тоже возникали незапланированные траты, поэтому все образы для рэпера были созданы на базе его харизматичной внешности и естественного поведения. Постоянной проблемой до конца работы с этим артистом являлись видеоинтервью и запись видеоприглашений на концерты. Артист, который писал глубокомысленные тексты и эмоционально их исполнял на сцене, в жизни не мог связать двух слов.

https://www.youtube.com/watch?v=kLUekdg_sLg

Было сделано большое количество фотосессий, чтобы найти несколько образов в соответствии с концепцией позиционирования. Большой штат фотографов на лейбле умел снимать вечеринки, но не артистов, поэтому пришлось платить по 12-15 тыс. рублей за фотосессию у портретистов.

Фотография из обычного дурдома в 70 киломертах от Москвы. Съемки видеоклипа Паранойя.

Фотосессия к первому альбому Паранойя. Артист чуть не зарезался моей коллекционной бритвой.

Постер для оформления зала клуба Milk во время презентации альбома Паранойя.

Фотография для обложки альбома Апокалипсис 2012.

Из фотосессии к альбому Апокалипсис 2012.

Вы можете скачать внутренний документ по имиджевому позиционированию проекта Loc-Dog.
В первую очередь рэпера необходимо было прописать в среде тру артистов, которые его вообще не воспринимали за рэпера. Я использовал свой административный ресурс владельца самого популярного среди клубной молодежи портала INDARNB и ставил нового артиста на разогревы концертов западных звезд: La Coka Nostra и Loc Dog, 50 Cent в Москве и других, пристраивал на выступления в благотворительных концертах, фестивалях.
Раньше выступление рэпера на концерте западной звезды было большим успехом и являлось очень дорогостоящим промо. Когда мы привозили рэпера The Game в Москву, то продавали сет разогрева за 1 млн. рублей и спрос был.

https://www.youtube.com/watch?v=zQ8l6qmSLxM

Изначально рэперы меня принимали лучше, чем моего артиста, но серия акций, типа договоренности о съемке моего артиста в культовом клипе «Игра в реальную жизнь» с самыми уважаемыми рэперами России сыграли свою роль, это стоило оплаты расходов на клип.

Финальной точкой стала покупка целой передачи «Битва за Респект, Начни сегодня» на телевидении, в которой артист стал участником и получил свой первый медийный титул — участник Битвы за Респект.

Чего стоил мне как продюсеру и партнеру передачи выход моего артиста на съемки и его 8 дублей короткого баттлового трека, который в конце-концов он прочитал после прослушивания с диктофона. На продакшн передачи я потратил около 40 тысяч долларов, включая взятку автору и можете представить по видео, как я был разочарован…
Артист не показал себя, вылетел с первого же парного раунда, но дело было сделано комплексом вспомогательных мер и с этого момента у артиста на улицах стали брать автографы, а его называть звездой рэпа.

Битва за Респект случилась уже после первого блиц-крига, между выходом первого и второго сольного альбома, а первыми предвестниками успеха стали синглы.
Имея на руках несколько демо треков на новый альбом, осенью 2009 года, мы стали решительно действовать. Первым синглом с альбома стал трек «Паранойя», который не обладал качествами хита, но концептуально подходил для моей стратегии. Мы сняли профессиональный видеоклип в настоящей больнице для душевнобольных и выпустил сингл на рынок.

https://www.youtube.com/watch?v=1WqdOF9sxo0

Изначально все продвижение планировалось в интернет, для чего использовались три ведущие в хип-хоп культуре ресурса: форум hip-hop.ru, сайт rap.ru, сайт indarnb, только последний ресурс был полностью лоялен проекту, так как является моей собственностью. На форуме хорошо знали ранние треки артиста, но аудитория не была единодушна в оценках автора, а сайт рэп ру проявлял явное нежелание сотрудничать. Потребовалось поработать над полноценным освещением первых релизов артиста на площадках с целевой аудиторией. Никто из моих партнеров, включая эти сайты не оказали помощь в промотировании артиста и его релизов, приходилось изобретать подходы и даже выкупать рекламные баннеры.
Одно из промо к первому концерту

Одно из промо ко второму концерту

https://www.youtube.com/watch?v=Ul9JM2yzvFE

В итоге кампании позиционирования, функционеры сайта рэп ру стали поклонниками артиста и начали публиковать все его материалы, а форум hip-hop.ru стал выбирать артиста и его треки лучшими за год, что продолжается до сих пор.

Не знаю, почему я решился на такой смелый план покорения хип-хоп рынка таким противоречивым артистом, наверное, потому что верил в проект и полностью разделял его результаты. Каждое выступление артиста на большой сцене воспринималось мной как будто это я там стою.

Было принято решение собрать 3-х тысячный зал для презентации первого диска артиста, к этому моменту на такой эксперимент для рэпера отважился только лейбл Монолит для уже знаменитого Гуфа, мы забукировали клуб Милк с датой через неделю после концерта Гуфа, на 17 апреля 2010 года. У нас было около 2-месяцев для промотирования альбома, артиста и дебютного концерта. Мы работали в паре с пиар менеджером, Елизаветой Кузнецовой, которая получила профильное образование, но не имела опыта, однако компенсировала это умом и работоспособностью и сделал очень много для проекта. Вместе мы провели очень активную кампанию по продаже/распространению билетов на концерт, восходящей хип-хоп звезды Loc-Dog.

Мы устраивали автограф-сессии, флеш моб на Арбате, промо выступления на вечеринках и концертах, провели большой промо тур по московским ВУЗам, выпустили большое количество флаеров и расклеили по Москве 15 тысяч афиш А2 и наклеек в метро.

Мы разрабатывали комиксы, открытки, постеры, печатали и распространяли их среди молодежи. Розыгрывали билеты в институтах.

Но самым главным инстументом стали три сингла к альбому, на два из которых были сняты видеоклипы. Видеоклип «До небес» стал культовым для поклонников артиста. А также, было снято несколько смелых промо видео к концерту, подготовлена программа с подтанцовкой, живыми музыкантами. Последним синглом перед концертом стал трек «Единственный в макрокосмосе», где артист на одном дыхании без припева держит внимание слушателя, это стало окончательной победой нашей кампании.

https://www.youtube.com/watch?v=KUv0a503RAY

Однако, до самого выхода артиста на сцену я не был уверен, что зал заполнится. Что самое интересно, на момент проведения концерта альбом еще не был выпущен и распространен в сети, поэтому люди шли исключительно на имиджевую составляющую проекта.

https://www.youtube.com/watch?v=5gVKogUU-Sc

Самый известный трек Loc-Dog’a — Приход

https://www.youtube.com/watch?v=AwhC9Hr-SRk

Первые упоминания рэпера в качестве артиста в пресс-релизах вызывали массу негативных комментариев. Самые популярные фразы: «какой он артист», «он наркоман». Первое утверждение больше не обсуждалось уже через полгода, когда артист собрал свой первый 3-х тысячный зал, а через год усиленной пиар работы и второе утверждение тоже исчезло из комментариев к артисту. Удивительно, но в последующем даже историю с дракой и травмой в наркотическом опьянении мы смогли повернуть как самопожертвование артиста без упоминаний вредных привычек.

Впереди было много работы, но громкий триумф проекта в 3-х тысячном зале, а также договоренность о немедленном туре по Сибири сделали свое дело. Не важно, что концерт в клубе Милк был убыточным и половину билетов мы подарили поклонникам, поверьте если зритель не хочет идти на артиста его не переубедят бесплатные билеты. Тур по Сибири весной 2010 года тоже был бесплатным, максимальный гонорар за город составлял 15 тыс. рублей, а за некоторое концерты мы получили по 5 тыс. рублей. Для артиста не имело значение, какой был гонорар, он получал зарплату, до выхода проекта на запланированные доходы, я оплачивал съемную квартиру некоторое время, а одежду предоставляли мои партнеры — магазины. В последующем доходы от концертной и прочей деятельности делились в начале — 30/70, а затем 40/60.

Главное сражение было выиграно, артиста заметили, признали и следующей осенью его концерты уже стоили 80 тыс рублей и свободных дат у нас почти не было в последующие 2 года, а ценник неуклонно рост до 150 тыс. руб.

Так продолжалось вплоть до 2012 года, когда артист принял решение о прекращении сотрудничества с проектом и сорвав последний тур, украв афиши из офиса, занялся индивидуальной деятельностью, это совсем другая история с печальным, но прогнозируемым концом, о которой я расскажу позже.

Я уверен, что только когда продюсера «прет» от творчества его артиста, возможны такие прорывы. Меня до сих пор заводят наши треки, я лично написал сценарии для каждого видео своих проектов и чаще всего сам режиссировал съемки. Недавно, я заметил, что в каждом видео так или иначе меня можно увидеть.
Шоу-бизнес, это не выдуманная реальность, это «игра в реальную жизнь».