Jah Khalib о «чёрных» душах казахстанских рэперов

L’One, с которым ты недавно сделал совместную песню, часто говорит о недосыпе. Как у тебя обстоят дела со сном?

Концертный директор L’One Ульяна побывала на нашем выступлении и сказала, что мы с Левой одинаковы. Я сейчас говорю не о творчестве, а о подходе к работе. Врачи подсчитали, что у меня за год недосып четыре месяца. В отпуске я уже три года не был, восполнить резерв негде. Я – трудоголик. Вместо того чтобы поспать в самолете – я открываю ноутбук и пишу бит. Падаю на кровать в гостинице и начинаю составлять программу по SMM. Иначе никак.

Мечтаешь о клоне?

П…ц как сильно. Я человек и просто не могу быть в двух местах одновременно. Как только я возвращаюсь в Алматы, на меня сваливается много всего. Нужно подготовиться к следующему туру. Поработать на студии и решить семейные вопросы. Вникнуть в то, какие цитаты, картинки и посты подготовили ребята, помогающие нам вести группу «ВКонтакте». Поэтому я реально мечтаю о клоне, который хотя бы просто сидел на студии вместо меня.

Услуги сторонних битмейкеров и гострайтеров, наверное, уменьшили бы твою творческую «головную боль».

Что касается текстов, то тут подход следующий. Когда в голове не хватает ресурса придумать какие-то строчки – я приглашаю друга, пишущего стихи. Рассказываю ему концепцию трека, и мы вместе пытаемся закончить куплет. Но я далеко не всегда прибегаю к этому методу. В последнее время прихожу к тому, что все проще делать самому. Когда, например, приглашаются музыканты-сессионщики – страдает твое собственное видение. Над последним альбомом работало много сторонних авторов, и люди в группе написали, что им мало привычного Бахи. Меня эти слова сильно задели и одновременно замотивировали. Я приехал на студию, отправил музыкантов по домам и за 30 минут написал оху…й трек – «Любимец твоих дьяволов». Надеюсь, он зайдет в массы.

Тебе интересен формат, когда в одном загородном доме собираются разные музыканты и битмейкеры и вместе творят?

Да, но чтобы учиться друг у друга, а не писать альбом. В следующем году мы планируем снимать помещения, ставить столы, колонки, компы и делать мастер-классы для саунд-продюсеров. Я покажу людям свои фишки, они раскроют свои секреты. Это будет взаимообучение. В Казахстане точно проведем. Если получится в России, будет круто. Вход сделаем либо бесплатным, либо чисто символическим, чтобы отбить аренду и организационные издержки. Мне по кайфу делиться опытом. Родственники мамы работают в образовательной сфере, видимо, во мне это отложилось. Хочу со временем заняться преподаванием.

Не думал об открытии собственного хип-хоп лейбла в Казахстане?

Сначала нужно понять кухню шоу-бизнеса, телевидения, радио, SMM. Почувствовать всё на своей шкуре. Несколько лет я учился в консерватории на продюсера и понял, что нюансов в работе много. Вплоть до философии общения с артистом, чтобы он не поймал звезду и не задепрессовал. Нужно быть уверенным в себе человеком, чтобы открыть лейбл.

Просто Казахстан одновременно дал индустрии несколько больших артистов. Кажется у вас кладезь талантов.

Братан, поверь мне, наших еще много выстрелит. Д…я демонов, злейших типов, которые раскачают так, что мама не горюй. Слышал о Hiro? Он валит, как настоящий негр. Мы сейчас дали ему студию, скоро парень себя покажет. В Казахстане изначально не оглядывались на русских и французских рэперов. Мы уважали ваших ребят, но примером был первоисточник. Котировался звук Юга и Атланты. У кентов на хате стоял не «Муз-ТВ», а Channel V, где показывали черную музыку. Наши чуваки валят трэп так, как мало кто может в России. Ваши рэперы тоже его мутят, но не чувствуют. Потому что душой не черные.

Почему еще я заговорил про лейбл. Порой ты действуешь как толковый продюсер. Песня «Лейла», например, стала вирусной, в том числе за счет правильного продвижения. Ты запустил конкурс кавер-версий и за месяц ее услышали пять миллионов человек. Эта идея была рандомной или ты просчитывал ход?

Я знал, что «Лейла» станет народной любовью, и ее будут петь во дворах. Дальше мы включили немного маркетинговой смекалки. На спонтанность и эксперименты у нас нет времени. Многие даже не представляют, насколько серьезно мы погружаемся в тему. Именно поэтому есть результат. Да, за мной не стоит лейбла, но зато у меня есть профессиональная команда и хорошая интуиция. Слава богу, я пока не мажу.

Массовый слушатель узнал о тебе после хита о наркотиках и сексе – SnD. При этом ты сказал, что он не о тебе, а о поколении школьников, которые так живут.

Понимаешь, происходящее в моей жизни не должно касаться слушателя. Представь, что твой друг – гос. чиновник, а ты – любитель казино. Вы не лезете друг другу под шкуру, но обсуждаете миллион тем. Так и я, прихожу в гости к слушателям и говорю: «Прикиньте, молодежь на наркотиках и сексе сидит!». А они в ответ: «Точно, Баха, ты прав!» Многие писатели пишут то, что видят, но не испытывают на себе. Самое главное – оставаться искренним. Когда ты «сочиняешь» и пишешь мозгами – люди это не ценят. Нужно всё через себя пропускать, через свою душу. Ведь разум и сердце – две совершенно разные инстанции.

Не страшно оттого, что школьники сидят на наркоте?

Подростком я тоже курил траву и видел ребят, которые сидели на вещах потяжелее. Я понял важную истину: ни один наркоман не завяжет, если его отправят в реабилитационный центр родители или друзья. Пока он сам не захочет, чуда не произойдет. Поэтому если я на каждом углу начну кричать – люди, стойте, не употребляйте наркоту – это никак не поможет. 100 пудов!

Но ты же с детства был сознательным. Писал биты в программе «Hip Hop eJay», продавал их на районе, а выручку нес домой.

Мои родители потеряли все имущество, деньги и работу. Мы переехали в старую дачу дедушки. Нужно было вылезать из ямы, помогать семье. Будучи 12-летним щеглом, я не мог заработать как-то иначе. Поэтому я приходил на район и говорил: «Пацаны, вы же хотите делать музло? Вот минуса, заплатите чисто символически». Дальше – больше. Меня взяли на профессиональную студию братишкой на подхвате. Ровнять вокал, резать капу под бит. Дошло до того, что я одновременно работал на четырех студиях.

Ты всё отдавал родителям или часть тратил на себя, шмотки, тусовки и девочек?

Одеваться стильно я не умею и редко покупаю одежду. Я так воспитан, что сам буду три года ходить в одной кофте, но сделаю так, чтобы у мамы всегда была новая одежда. Не люблю пафос и все, что с ним связано. Смотри, к примеру, если ты поднял миллион зелени, то тогда можешь купить себе тачку за 100 тысяч долларов. Остальное вложи в семью, бизнес, саморазвитие и помощь бедным. Но есть чуваки, которые зарабатывают миллион и 900 штук эгоистично сливают на себя. Я не такой. Меня правильно научили расставлять приоритеты…

Ты перевез родителей со старой дачи?

Да, и, дай Бог, уже в следующем году они будут жить в большом трехэтажном доме. В семью я приношу деньги, заработанные только честным путем. Я не обманываю организаторов, плачу налоги и всегда отстегиваю копеечку музыкантам, даже если они готовы сыграть бесплатно. Потому что так правильно. Все творческие люди на первых порах голодные, и нужно поддерживать их порыв.

Продолжение и источник: geometria.ru