Как отмены концертов в России сначала спасут русский рэп, а затем уничтожат его?

В нашем итоговом выпуске мы объявили конкурс сочинений для наших подписчиков. Напишите своё мнение на тему «Как отмены концертов повлияют на рэп» или «Чем РэпЙоу является для баттл-рэпа», при этом вы свободны в интерпретации и не обязаны быть согласны с нами.  Ваши работы ждём по адресу misha@veganexpress.ru, а пока оцените сочинение очередного участника!

Поскольку история в конце концов всегда повторяет сама себя, взглянем на культуру и на феномен русского рэпа через призму той самой истории.

Запреты дуэлей в Российской Империи

Во времена Петра I к Российской Империи уверенными шагами стала подкрадываться дуэльная лихорадка, давно укоренившаяся в европейской культуре. И когда в самой Европе дуэли уже значительно пошли на убыль, в России началось самое интересное.

Власть, поняв, что она совершенно потеряла контроль над литераторами (и прочими тогдашними лидерами мнений) и военными деятелями, в панике начала запрещать поединки всеми возможными способами: смертная казнь, конфискация имущества, гонения, лишение всех чинов и званий, пожизненные ссылки в Сибирь. Остановило ли это дуэлянтов? Нисколько. Напротив, и мы знаем это из истории, пик популярности дуэлей в России пришёлся на то время, когда люди за один только вызов на дуэль оказывались под угрозой жизни и смерти. Азарт, желание урвать своё и русский авось вступили в игру.

Осознав, что прямые запреты лишь распаляют тех, на кого они были распространены, верхушка власти сменила гнев на милость; стали разрабатываться дуэльные кодексы и своды правил. В конечном итоге, стреляется ли кто-нибудь сейчас? Ответ очевиден.

Запреты авангардного искусства в нацистской Германии

19 июля 1937 года в Германии открывается выставка «Дегенеративное искусство», созданная в противовес Большим германским художественным выставкам (далее — БГХВ), которые были призваны отображать официальный взгляд на искусство и культуру Германии.

На открытии БГХВ сам Адольф Гитлер задал определение «немецкого искусства», открыто заявляя, что любое другое приниматься не может, к немецкому не имеет никакого отношения и должно презираться. Вот выдержка из его речи:

«Кубизм, дадаизм, футуризм, импрессионизм и т. п. не имеют ничего общего с немецким народом. Потому что все эти термины ни стары, ни современны, но они являются лишь искусственным производным людей, которым Господь отказал в таланте истинно художественной одарённости и вместо неё одарил их даром болтовни и обмана… Отныне мы будем вести беспощадную очистительную войну против последних у нас элементов культурного разложения».

Отрицание немецким правительством культуры современного искусства как такового дало тот самый обратный эффект, уже знакомый нам по ситуации с дуэлями в России: её посетили три миллиона человек, что стало абсолютным рекордом на следующие 60 лет.

К сожалению, с развитием современного искусства его потихоньку начали принимать и пытаться понять, регламентировать, вжимать в рамки жанров и поджанров. Оно перестало быть феноменом и стало обыденностью. Если бы Кандинский существовал сейчас, он затерялся бы среди прочих, ему подобных, если бы вообще смог выжать из себя что-то, стоящее внимания. Потому что люди пресытились, и творцы в том числе.

Музыкальная цензура в СССР

В Советском Союзе была похожая ситуация с музыкальными исполнителями. Для начала, советское правительство взялось за вражескую западную культуру и стало запрещать всё подряд: гранж, рок-н-ролл, панк-рок, нью-вейв. Причины придумывались самые разные, и читая пару лет назад выдержки из документов тех времён, мы бы смеялись до слёз (сейчас, конечно, не так смешно).

Помимо очевидной «антисоветской пропаганды» среди причин для запрета было и религиозное мракобесие (Black Sabbath), и вандализм (Alice Cooper), и неофашизм (AC/DC), и панк (Sex Pistols), и извращения внешней политики СССР, и мифы о советской угрозе (Pink Floyd), и различные сексуальные подтексты: просто секс, эротизм и гомосексуализм.

Иногда группы запрещали просто потому, что они «из-за бугра», но подозрительно тихо себя ведут. Были и совсем странные предъявы — такие как культ сильной личности, например. Бог мой, да что там, партийные мракобесы запретили даже Тину Тёрнер, Дюран-Дюран и Хулио Иглесиаса.

Ожидаемый эффект: в подвалах стал зарождаться советский гранж, советский рок-н-ролл, советский панк-рок и другая подобная западной запрещёнке советская альтернатива. Цензурное мракобесие перекинулось и на отечественных исполнителей. В числе неугодных оказывались Кино, Аквариум, Летов, Машина Времени, Наутилус, ДДТ, Пикник, Альянс, Розенбаум, Крематорий и многие-многие другие. В общем, все те, кого знаем мы с вами сейчас, и кого повсеместно слушали наши родители, бабушки с дедушками (для читателей помоложе) или мы сами в те времена (для читателей постарше).

Гайки закручивали, как могли, и популярность коллективов и исполнителей росла прямо пропорционально железной хватке властей. Затем бравые цензоры решили смягчить приговор на уничижительное «пусть играют в своём углу», пошла волна официальных рок-фестивалей советских исполнителей, то есть, барин дал вольную. Впоследствии, люди, заработавшие себе статус героев и борцов с системой, на мой скромный взгляд, либо просто разленились и исписались, либо потеряли к этому интерес, ведь кому интересно быть конформистом? Кто в здравом уме станет не-таким-как-все в эпоху не-таких-как-все?

Ближе к теме

Ух и длинное же получилось предисловие, вывод гораздо короче и проще. Русский рэп сейчас — это то же самое, что и дуэль в Российской Империи, авангардное искусство в нацистской Германии или свободная музыка в СССР. В системе ценностей данной действительности это трансгрессивная и резонирующая культура, для существования и развития которой необходим враг. Причём не просто условное «американцы против русского рэпа», а именно враг внутри самой страны. Власть против исполнителей — это отлично. Это как раз именно то, что нужно.

В конечном итоге, этот viva la resistance начнёт плодиться в умах русских людей в геометрической прогрессии, пока не заебёт всех, как кейпоп, пока идеи не начнут повторять сами себя, а новым стилям и приёмам не останется места в хайп-машине.

Так отмены концертов и культурные гонения сначала спасут русский рэп, а потом он сам себя уничтожит.