Не секрет, что деятелей любого вида культуры можно разделить на некие группы. Кто-то считает деньги артистов и выстраивает свой ТОП, кто-то – их вклад в культуру. Но что сказать о русском рэпе, где вклад в культуру крайне мал?
Если хорошенько присмотреться к действиям большей части русских рэп-исполнителей, то можно заметить, что сейчас они скоординированы не на заработке или реальном искусстве, а лишь на достижении максимального уровня ажиотажа вокруг своей персоны. Теоретически, после того, как нужная отметка хайпа будет покорена, артист должен сконцентрироваться на обеспечении финансового благополучия: рекламные контракты, собственные лейблы, гострайтинг и прочее.
Есть ребята, которые именно так и делают, но для абсолютного большинства шума никогда не бывает много, и этим они отличаются.
Высшая каста
Сюда можно отнести всех тех, кто постоянно на слуху. Каждый артист, считающий себя причастным к высшей касте, как минимум известен на государственном уровне. Концертные туры, частенько не ограничивающиеся одной страной, толпы подписчиков в социальных сетях и поклонников в реальной жизни, регулярные засветы на ТВ и в НЕспециализированной прессе – это и есть высший уровень успеха для русского рэпера. Как правило, всё это не создаёт просто невероятного уровня шума (у них его и так достаточно), но помогает поддерживать его на одном – крайне высоком – уровне и постепенно привлекать новую аудиторию. За хайпом тут уже особо никто и не гонится: все пытаются нагрести побольше денег, а как именно – это вы уже знаете…
Окси, Баста, Гуф, Тимати, Макс Корж – все они тусят здесь. У каждого свои заслуги: один смог четыре года приумножать аудиторию, выпуская по два-три средненьких трека в год; второй уже сидит в судействе «Голоса»; третий до сих пор не научился читать рэп, но его альбом «Ещё» — один из самых хайповых за 2015-ый год; два парня с конца – это вообще спорные поп-личности, но их знает, кажется, даже больше людей, чем ту троицу с начала.
Все они достигли успеха по-разному, да и сами они так не похожи друг на друга. Но всё-таки они вместе – здесь, на самой вершине волны хайпа.
Недовышка
Этот класс составляют, пожалуй, объективно лучшие эмси с точки зрения вклада в культуру, но недостаточно известные, чтобы перейти в «вышку». Представитель современной недовышки – то же самое, что и прапорщик в армии: достаточно высоко, но дальше по этой ветке не пройдёшь.
Дело в том, что для перехода в высшую касту здешним рэперам, так грезящим о том, чтобы светиться на широкую публику и грести бабки лопатой, нужно… ещё до этого светиться на широкую публику и грести бабки лопатой. Если человек занимается только хип-хопом и ничем более – наверняка, денег у него мало. Нет денег – не интересен большой сцене. Не интересен большой сцене – недостаточный уровень мастерства и харизмы. Если и этого нет – значит, проводит мало выступлений (много не потянет). Мало выступлений — …… мало денег. И так по кругу. Путаная схема, однако именно из-за этого странного круга условий множество МС высокого уровня не может получить заслуженное внимание. Каждый из МС этой касты пытается прорваться дальше, к сливкам русского рэпа – но не может. И, по-видимому, не сможет никогда… Одни пытаются не стоять на месте и придумывать что-то новое, другие – так, калифы на час. Но есть и схожая черта: они никогда не «выйдут из группы». Никогда.
Сложно просто так взять и написать самых известных представителей этой тусовки: слишком много их. Укажу двоих: Illumate и Каспийский Груз. Андрей Коновалов делает треки в разных стилях, за три года попробовав себя аж в нескольких направлениях, весьма умён и талантлив как медиа-персона, но все эти ухищрения с «новое имя, новый уровень» и «SHOT GAME» никогда не выдвинут его сильно вперёд. Запомнили?
Вторых я бы назвал отбросами, не достойных места даже в самых низах этого рейтинга, однако их сейчас высоко котируют в массах. То ли их соц. сети так популяризуют, то ли ещё что, но людям их стиль определённо нравится. Если Illumate – это вторичный Окси, то КГ, стало быть – вторичные Тимати. Они, как и Тима тоже делают музыку в своём стиле, на волне успеха выпуская треки (тотчас же начинающие играть во всех маршрутках России), как и Юнусов, но это продлится недолго – будьте уверены. Совсем скоро мейнстрим на КГ, Фараоха (он пока тоже здесь) уйдёт, а сами они переместятся в следующую группу.
Печальная каста, столь же противоречивая, как и высшая (ТОП-МС наравне с популярным хламом), но таков рейтинг: условие – только хайп вокруг персоны, отступать от которого никак нельзя – как бы не хотелось лично мне и вам.
Здешние звёзды – это внутренняя часть хайповой волны: вверх – никак, а вниз – достаточно одной ошибки по отношению к слушателям.
Низы
Хип-хоп на любом языке – музыка крайностей: тут нет никакой «золотой середины» — ты либо на хайпе, либо в небытие. Из-за этого – сразу нижняя каста, без промежуточных.
Здесь собрались самые отбросы русскоязычного хип-хопа. Отрикс, Галат (да половина основы «Версуса»!), Димаста, а в перспективе именно сюда скатятся КГ и Фараох. Этот класс – для тех, чей хасл заканчивается на концертах при «толпе» в 50-100 человек, куче треков в одном стиле, пиаре на баттлах и только в узких кругах да на паре упоминаний у рэперов высшего разряда (относительно редко и почти всегда – в негативном ключе, «чёрный пиар»). Когда я сказал другу, что большая часть МС с Версуса прозябает здесь, он со мной не согласился: «Ты же сам сказал, что хайп – главное, а разве они не хайповые?». Как бы сказать… нет.
Всё, на что способны МС из нижней касты – украсть чужой образ, дать леща оппоненту прямо на баттле или читать для сотни-другой человек свои никому не нужные более треки. И всё.
А друга я удостоил лишь простым сравнением: если я выскочу перед оператором «Первого канала» прямо во время эфира – буду ли я на хайпе? Нет: все увидят этого идиота (меня, то есть), посмеются и забудут на следующий день. То же происходит и со здешними МС: они могут нашуметь, но не более того. Хайп же – это не просто мимолётная известность: это заинтересованность личностью. Известность в узких кругах – всё, на что могут рассчитывать низкосортные «звёзды». Почему здесь окажутся и популярные нынче Фараох с КГ? Потому, что они не способны на большее, чем свой родной стиль. Они замкнуты в нём, и скорее я стану супер-МС, нежели они. А вы же понимаете, каков мой шанс на это?
Все, кого можно сюда отнести, не дают ничего для развития хип-хоп культуры, не способны прорекламировать свой талант (которого и нет зачастую). Им недоступны фиты с истинными мастерами, недоступна любовь широкой публики – вообще ничего не доступно, но все зашквары – это, в первую очередь, прерогатива как раз нижней касты. Каждый, кто допустил слишком много ошибок либо не интересен публике, немедля причисляется к отбросам – и это справедливо.
Что касается волны хайпа, то она этих ребят не коснулась: это – камни на дне, которые может лишь колыхнуть на мгновение и лишь мега-цунами. Ведь, дно – оно и есть дно, и ничего с этим не сделать.
P.S. Данный материал был написан лишь с целью более-менее честно распределить артистов нашей «и так не очень сильной рэп-сцены» по степени заслуг. Хайп был выбран за основной критерий по вполне очевидным причинам, которые каждый читатель должен осознавать, коли дошёл до этого абзаца. Опираясь на это условие, вы можете составить свой собственный ТОП с другими, не названными здесь рэперами, но каждый, кто был причислен к определённой категории в статье, достоин этого: достаточно просто пораскинуть мозгами, а не строчить гневные комментарии типа «Фууу, Фараох крут – вверх его, а Тимати – вниз, он плохо читаетттт». Нормально он читает, а ещё он реально и заслуженно знаменит – в отличие от Фараона, место которому – где угодно, но точно не в хип-хопе. Это и есть главное в среде хип-хопа, и этого нельзя не признавать.
Всем мир!
когда-нибудь я пойму, почему мяуиззи так высоко.
интересная попытка, время покажет были ли вы правы
Двойственное впечатление от текста. В принципе, всё верно написано, но, по факту, америка не открыта — это и так всем понятно. Можно было бы сосредоточиться на тех самых, популярных рэпперах, и рассмотреть методы хайпа, которые они используют.
Насчёт последнего абзаца: Фараон-то поп*зже поёт, чем Тимати. Угадывается хайтэр Фонаря.
пиздец какой-то ненужный абсолютно кусок текста
даже даня порнореп не настолько бессмысленную хуйню писал
может быть, автор не поленится указать, в каком городе России хип-хоп играет в маршрутках? то есть не так, чтобы это были случайные треки «Потапа и Насти» или Егора Крида на Европе+, а целенаправленно.
и да, еще одна мысль по тексту. понимая, что слово «касты» тут использовано для ясности и образности, все же замечу, что с автором оно сыграло недобрую шутку. ведь каста — это твой срез мироздания, не предполагающий выбора. он безусловен: ты рождаешься условным кшатрием (или Максом Коржом, оперируя терминологией статьи) — и им же умираешь.
но в хип-хопе все как раз наоборот. я думаю, что упомянутые автором «низы» (типа Галата, Димасты и прочих) — они как раз вполне осознанно занимают свою нишу. автор пишет о клубах на 100 человек так, будто это что-то плохое. между тем, в любой профессии есть люди, которые просто не рвутся на первое место. сознательно не рвутся, а не потому, что они рождены «неприкасаемыми». почему-то уверен, что если бы Галату предложили концерт в Олимпийском, он бы просто захихикал и сказал: данунах. И в своей галатовой вселенной он был бы абсолютно прав и гармоничен.
Блять что за хуйню ты несешь,автор? Сама попытка распределить рэперов по «полочакам» не плозо ,но ты хоть читал что ты написал?! Пиздец…обкуренный что ли был…