Автор: Александр Чех
В последние годы на различных пабликах и сайтах, посвящённых русскому рэпу, праведники, которые хоть краем уха слушают западный рэп, находят некоторые схожие черты между артистом, которому посвящён пост, и каким-то западным рэпером, после чего называют артиста байтером и второсортным дерьмом.
Но стоит заметить, что очень часто исполнителей микро-жанра называют байтерами основателя этого жанра или одного из его видных представителей. Однако, калькирование помогает им понять тот жанр, в котором они хотят творить, и любой успешный рэпер сейчас – это хороший байтер в прошлом.
Давайте начнём с рэпера, чьи релизы выходят редко, но метко. На самом просматриваемом Версусе он показал как нужно байтить. Он прошёлся по всему хип-хопу от нуля до ста. Просто переслушайте и поймите насколько круто он копирует совершенно разные жанры. Это как научиться играть на музыкальном инструменте – сначала ты оттачиваешь до идеала свою технику, повторяя за великими композиторами, а потом и сам начинаешь создавать композиции, которые становятся в один ряд с теми, которые разучивал ты. Как известно, этот парень долгое время писал в стол, так что в сети тяжело найти откровенный байт, но, думаю, в одной маленькой комнатушке на окраине Лондона или Берлина валяется кассета, на которой записаны попытки Мирона зачитать как Эминем.
Конечно же нельзя «забывать свои корни». Ведь пока самый большой паблик о русском рэпе — это «Новый рэп», аудитория которого в большинстве своём любит старичков, которые исполняют так называемую «трушечку». А кто может быть трушнее и старее, чем Каста? — разве только деды из объединения Bad Balance. Ростовские рэперы стали популярными ещё задолго до того, как в России стали активно пользоваться интернетом, и ни о каких рэп-пабликах с сотнями тысяч подписчиков тогда ещё и не думали. Вообще, о переводах Кастой текстов Wu-tang и ярких западных рэперов 90-х уже сказано много слов. Во втором альбом альбоме Касты «Громче воды, Выше травы» есть 2 ярких примера заимствования.
В треке Фальшивые МС тема и припев совпадают треком Krs-one’а – Wannabemceez 1995 года выпуска (альбом Касты вышел в 2002 году).
Припев Krs-one’а: How many MCs, wannabemceez Never be MCs, cause they can’t MC How many MCs, wannabemceez Never be MCs, cause they can’t MC |
Припев Касты: Так много МС Хотели быть МС Но не все поняли суть своей миссии Так много МС Хотели быть МС Но не все поняли суть своей миссии |
Послушайте 2 этих трека – подача и флоу в куплетах ни капли не отличается. Куплет Шыма из песни «Про Макса» является вольным переводом куплета Ghostfacekillah’a из Impossible, о чём Шым сам говорит в одном из интервью 2013 года: «Песня про Макса написана под впечатлением от куплета Ghostfacekillah «impossible»».
Научившись писать рэп путём копирования западных аналогов, ребята начали придумывать что-то своё: Влади ушёл в буддистские проповеди под бит, а Шым – на грядку.
Время шло, и в рэп-игру ворвался «рэп на русском». Одним из главных представителей этого времени является Стим. Он первый начал рассказывать русским колхозникам, что флоу и подача — достаточно важные элементы хип-хопа (да, были Драго, Крипл и прочие рэперы, которые круто читали в то время и читают до сих пор, но их творчество оказало слабое влияние на слушателей русского рэпа ввиду малой аудитории). Его главный хит тех времён – «Я – рэп», думаю, достаточно послушать трек Bucc — One Of Three и всё станет понятно. Та же история с хитом Сереги – «Чёрный бумер», трек Busta Rhymes – «I Know What You Want» всё скажет за меня. Всё это — всего лишь адаптация западного рэпа, «рэп на русском». Куда после этого понесло Стима, уверен, всем известно, но всё же его последующие работы стали более самобытными и даже в социально направленных песнях (напр. «Спи спокойно, страна») он не забыл о технике и пару песен с альбома «Достучаться до небес» не стыдно послушать и сейчас. Серега же появился на мгновенье и решил вкратце рассказать о событиях, которые произошли в его жизни, но возвращение было не таким уж и ярким.
Аналогичные процессы происходят и сейчас с новой школой: у ребят неплохой музыкальный вкус и они научились делать так же хорошо, как и западные звёзды. Будем надеяться, что они перерастут во что-то самобытное.
Но есть и куча примеров, когда артисты несколько лет подряд нагло копируют то, что выстреливает на западе. Об одном из таких персонажей есть отличная статья. Подобных персонажей достаточно много: ну кто из вас не знает Потапа и Настю? Что не хит – то перевод западного хита. На просторах сети было найдено «незашедшее» в толпу – перевод Rick Ross’a: Ugo – На карманы капает.
Что же мы видим? Любой успешный исполнитель — вне зависимости от стиля — начал с байтерства. Байт помогает понять как вообще весь этот грёбаный рэп пишется. Уверен, что *имя любого русского рэпера* просто услышал чумазых парней и подумал: «Круто, хочу делать такую же музыку» и, поскольку в музыкальных школах не учат рэппингу, ему пришлось учиться самому. Именно поэтому стоит следить за хорошими байтерами: возможно, один из них сможет выдать что-то новое и интересное, став одним из немногих тру-рэперов.
Превосходно! Отличная статья, очень круто и по делу. Жаль только никто из необремененных это во внимание не примет, хотя, кто знает)
статья — ложь наглая
Неплохо, но где связь между Раймсом и Серегой с «Бумером»? Если, якобы, похоже звучит, то это — тональность так-то, можно ещё сотню песен сюда же приплести, не вижу чего-то «особенного»
лол, какая тональность. Там ритм, аккорды и частично аранжировка одинаковые. Но в принципе это скорее заимствование
Спасибо, кэп. I Know what you whant байтил совсем другой чел. Короче статья изо всех сил капитанит, опираясь на известные факты
Автор гомосек, несёт ЛОЖЬ в массы! Если у вас есть мозг, то ПОЖАЛУЙСТА НЕ СЛУШАЙТЕ ЕГО! Байтеры итак бесят. Я аргументирую свои слова. «Это как научиться играть на музыкальном инструменте – сначала ты оттачиваешь до идеала свою технику, повторяя за великими композиторами, а потом и сам начинаешь создавать композиции, » Здесь подмена понятий, одно дело копировать других в начале пути, например каверить их, а другое дело копировать чужую песню или флоу и выдавать за своё, как это делают другие! Когда учатся играть на муз. инструменте, естественно, сначала учат чужое, но, когда играют это чужое, то никто не говорит, что это они сами придумали! Если хочешь копировать, то пиши это в стол! Ужас. Мои аргументы железные, можно даже не спорить, я знаю, что пишу. Процентов 90, что мой пост удалят. Поэтому русский рэп так и останется гавном. Оправдывать воровство это ппц…