Каждый рэпер — байтер

Автор: Александр Чех

В последние годы на различных пабликах и сайтах, посвящённых русскому рэпу, праведники, которые хоть краем уха слушают западный рэп, находят некоторые схожие черты между артистом, которому посвящён пост, и каким-то западным рэпером, после чего называют артиста байтером и второсортным дерьмом.

оригинал пародия

Но стоит заметить, что очень часто исполнителей микро-жанра называют байтерами основателя этого жанра или одного из его видных представителей. Однако, калькирование помогает им понять тот жанр, в котором они хотят творить, и любой успешный рэпер сейчас – это хороший байтер в прошлом.

Давайте начнём с рэпера, чьи релизы выходят редко, но метко. На самом просматриваемом Версусе он показал как нужно байтить. Он прошёлся по всему хип-хопу от нуля до ста. Просто переслушайте и поймите насколько круто он копирует совершенно разные жанры. Это как научиться играть на музыкальном инструменте – сначала ты оттачиваешь до идеала свою технику, повторяя за великими композиторами, а потом и сам начинаешь создавать композиции, которые становятся в один ряд с теми, которые разучивал ты. Как известно, этот парень долгое время писал в стол, так что в сети тяжело найти откровенный байт, но, думаю, в одной маленькой комнатушке на окраине Лондона или Берлина валяется кассета, на которой записаны попытки Мирона зачитать как Эминем.

Конечно же нельзя «забывать свои корни». Ведь пока самый большой паблик о русском рэпе — это «Новый рэп», аудитория которого в большинстве своём любит старичков, которые исполняют так называемую «трушечку». А кто может быть трушнее и старее, чем Каста? — разве только деды из объединения Bad Balance. Ростовские рэперы стали популярными ещё задолго до того, как в России стали активно пользоваться интернетом, и ни о каких рэп-пабликах с сотнями тысяч подписчиков тогда ещё и не думали. Вообще, о переводах Кастой текстов Wu-tang и ярких западных рэперов 90-х уже сказано много слов. Во втором альбом альбоме Касты «Громче воды, Выше травы» есть 2 ярких примера заимствования.

В треке Фальшивые МС тема и припев совпадают треком Krs-one’а – Wannabemceez 1995 года выпуска (альбом Касты вышел в 2002 году).

Припев Krs-one’а:
How many MCs, wannabemceez
Never be MCs, cause they can’t MC
How many MCs, wannabemceez
Never be MCs, cause they can’t MC
Припев Касты:
Так много МС
Хотели быть МС
Но не все поняли суть своей миссии
Так много МС
Хотели быть МС
Но не все поняли суть своей миссии

Послушайте 2 этих трека – подача и флоу в куплетах ни капли не отличается. Куплет Шыма из песни «Про Макса» является вольным переводом куплета Ghostfacekillah’a из Impossible, о чём Шым сам говорит в одном из интервью 2013 года: «Песня про Макса написана под впечатлением от куплета Ghostfacekillah «impossible»».

Научившись писать рэп путём копирования западных аналогов, ребята начали придумывать что-то своё: Влади ушёл в буддистские проповеди под бит, а Шым – на грядку.

Время шло, и в рэп-игру ворвался «рэп на русском». Одним из главных представителей этого времени является Стим. Он первый начал рассказывать русским колхозникам, что флоу и подача — достаточно важные элементы хип-хопа (да, были Драго, Крипл и прочие рэперы, которые круто читали в то время и читают до сих пор, но их творчество оказало слабое влияние на слушателей русского рэпа ввиду малой аудитории). Его главный хит тех времён – «Я – рэп», думаю, достаточно послушать трек Bucc — One Of Three и всё станет понятно. Та же история с хитом Сереги – «Чёрный бумер», трек Busta Rhymes – «I Know What You Want» всё скажет за меня. Всё это — всего лишь адаптация западного рэпа, «рэп на русском». Куда после этого понесло Стима, уверен, всем известно, но всё же его последующие работы стали более самобытными и даже в социально направленных песнях (напр. «Спи спокойно, страна») он не забыл о технике и пару песен с альбома «Достучаться до небес» не стыдно послушать и сейчас. Серега же появился на мгновенье и решил вкратце рассказать о событиях, которые произошли в его жизни, но возвращение было не таким уж и ярким.

Аналогичные процессы происходят и сейчас с новой школой: у ребят неплохой музыкальный вкус и они научились делать так же хорошо, как и западные звёзды. Будем надеяться, что они перерастут во что-то самобытное.

Но есть и куча примеров, когда артисты несколько лет подряд нагло копируют то, что выстреливает на западе. Об одном из таких персонажей есть отличная статья. Подобных персонажей достаточно много: ну кто из вас не знает Потапа и Настю? Что не хит – то перевод западного хита. На просторах сети было найдено «незашедшее» в толпу – перевод Rick Ross’a: Ugo – На карманы капает.

Что же мы видим? Любой успешный исполнитель — вне зависимости от стиля — начал с байтерства. Байт помогает понять как вообще весь этот грёбаный рэп пишется. Уверен, что *имя любого русского рэпера* просто услышал чумазых парней и подумал: «Круто, хочу делать такую же музыку» и, поскольку в музыкальных школах не учат рэппингу, ему пришлось учиться самому. Именно поэтому стоит следить за хорошими байтерами: возможно, один из них сможет выдать что-то новое и интересное, став одним из немногих тру-рэперов.