Концептуальная рецензия на “Горгород”

Второй альбом Оксимирона послужил катализатором для генерации тысяч комментов, рецензий, декодингов и пророчеств. Мы собрали всех аналитиков русского рэпа в нашей штаб-квартире и рассмотрели этот “книжный хоп” со всех сторон.

Для простоты навигации по этому бескрайнему лонгриду — ссылки на каждого автора: Александр, Эдуард, Николай, Даниил, Роман, Михаил.

Александр Вигер

Мирон Янович заставил меня вспомнить о дипломе филолога и со всей серьезностью отнестись к разбору его творения. Откровенно не могу понять тех, кто разочаровался, мол, «альбом не оправдал ожидания, слишком сложно». Ребята, это Оксимирон, один из наиболее сложных по всем параметрам исполнитель — это не должно было быть вам в новинку. Его мнимое упрощение в экспериментах (тексты были все так же сложны, просто непривычные биты создали иллюзию) раздражало вас — раздражает, говоря языком мемов «Оксимирон на максималках».

Свой разбор я бы хотел адресовать не тем, кого сложность отталкивает, а тем, кто как и я, не понял всего (все знает только автор и, наверное, его ближайшее окружение), но хотел бы узнать версии других и, что называется, сверить часы. Итак, начнем.

С точки зрения литературы, я бы назвал жанр альбома не романом и не циклом стихов, а, скорее, достаточно забытым жанром поэмы. В цикле стихов необязательна сюжетная линия, а в романе желательно большее количество действующих лиц и действия. Каждая песня мне представляется главой поэмы.

Важно определить персонажей Горгорода, которым Оксимирон дал слово. Марк — писатель, говорит с помощью прямого высказывания в песнях «Всего лишь писатель», «Девочка пиздец», «Колыбельная», «Накануне», «Башня из слоновой кости», с помощью литературного приема «рассказ в рассказе», сквозь призму творчества в песнях, взятых в кавычки «Полигон» и «Где нас нет». Однако песню «Где нас нет» очень сложно классифицировать. С одной стороны — это произведение Марка, а с другой — речь в ней идет от лица Мэра, однако Мэра не реального, а художественно обработанного фантазией Марка. Прямо высказывается градоначальник в «Слове Мэра». Алиса — возлюбленная Марка, непрямо высказывается в песне «Переплетено». Фанат Марка — очевидная перепевка Стэна — прямо высказывается в «Кем ты стал». Кира — издатель Марка, автоответчик; проведем параллель с автоответчиком в «Одинокой Вселенной» L’onа. Меня, как и Ресторатора, поначалу раздражал автоответчик, но, нужно признать, без этих прозаических вставок целостность композиции соблюдать гораздо сложнее. И интересно, что у Киры речь именно прозаическая; у нее одной нет никаких идеалов, чтобы говорить стихами. Идеал фаната — предыдущее творчество Марка, идеалы Марка — вдохновение и Алиса, идеалы Алисы — справедливое общество и свобода, идеал Мэра — умеренная и комфортная тирания, своеобразное сплетение социализма и капитализма.

Особенность поэмы в том, что время однозначно определить нельзя, хронологическое двоемирие, где такси, автоответчик, боуллинг, гольф и т.д. соседствуют с фолиантами, эшафотами, сарафанами, религиозными пансионами. «Мой город вне времени» — говорится в «Башне». Речь Марка, наполненная и сложными литературными оборотами, и банальной матершиной подтверждает это хронологическое многообразие.

Почему именно Марк? — Если посмотреть с библейной точки зрения, то Марк — это апостол, ярко не проявивший себя. Если Петр и Павел запомнились наиболее активным служением, Фома — неверием, а Иуда предательством, то Марк, в общем, фиксировал происходящее, соблюдал нейтралитет…

Но более вероятным мне представляется герой романа Фредерика Бекбедера «Любовь живет три года» Марк Маронье. Тоже писатель, тоже около тридцати и тоже влюбленный в Алису (после этой подметки даже страшновато стало). И если в «Любви живет три года» любовная линия затмевает все остальные, то в другом романе Бекбедера «99 франков» борьба против системы стоит на первом месте. Героя «99 франков» зовут не Марк, а Октав, однако все герои Бекбедера во многом его автопортреты, как Марк — двойник Мирона.

А еще конфликт против системы — в романе Сергея Минаева «Духлеss». Там тоже именно девушка сподвигла героя (не такого сложного и интересного) на бунт.

С точки зрения литературоведа, я насчитал огромное количество сложных литературных мотивов и приемов в этом альбоме. Мотивы «бунт против системы», «личность и толпа», «творец и власть», «кризис среднего возраста», «мрачная колыбельная», «отцы и дети», «драма инцеста», классический для древнегреческих трагедий (возможно), «незаконнорожденный ребенок» «Братья Карамазовы» (возможно) «убийство сына» «Тарас Бульба» (возможно), раздвоенности, (не случайно, каждый житель «наполовину искалечен»). В альбоме много вставных конструкций, рассказов в рассказе, а так же отказов от действия, что называется, на самом интересном месте. Так, не рассказывается о том, каким образом прошел бунт, его методы и цели. Есть описание полигона, но не ощущенией Марка на нем. Прием отказа от действия активно использовал Чехов в «Трех сестрах» и «Вишневом саду». Мирон Янович любезно позволил нам додумать за героев.

Историю я бы назвал антиутопией с любовной линией и элементом детектива. Детективная часть, наверное, самая запутанная, поэтому я попробую рассказать свое видение.

Большая часть альбома сюжетно достаточно понятная. Раньше Марк писал остро и интересно, потом смягчился, разозлил старых фанатов, один из которых ему позвонил. Он глубоко презирает систему, но не идет с ней на конфликт. Однако его поражает девушка Алиса, дарит ему вдохновение и удивляет не столько мировоззрением «Переплетено» (он итак все знает), сколько наличием мировоззрения и энергией. Они и их друзья предприняли попытку бунта и, конечно, проиграли. Другого варианта быть просто не могло — альбом пропитан непобедимостью этой тьмы и принятием этой безысходности Марком.

После песни «Накануне» (название одноименного романа Тургенева о тоже предреволюционных событиях).
«Слово Мэра» звучало крайне убедительно. Вообще, конечно, нельзя делить на черное и белое, считать, что хороший Марк и хорошая Алиса пошли свергать плохого Мэра. В сложном, во многом постмодернистичном тексте альбома не может быть прямого разделения на добро и зло, «все переплетено».

Почему бунтует Марк? — Жажда справедливости? — Увы, но образ жизни самого Марка и в утопическом городе, и в антиутопическом был бы одинаковым: смотреть в окно — наполнять блокнот. Более того, в антиутопии он все же реализовался. Марк — индивидуалист, о людях не особо высокого мнения, рисковать жизнью ради них не хочет. Да и самим людям его бунт не нужен. Слова мэра о том, что люди им довольны, звучат вполне правдиво.
Любопытная версия о «сперматоксикозе, из-за которого соседи идут войной друг на друга». Однако это слишком явно. И чувства к Алисе, и бунт породила его жажда вдохновения. Второй куплет «Накануне» посвящен тому, что он после ночи любви вдохновенно пишет. В начале альбома, середине и под финал Марк творит или мечтает творить — весь мир для него имеет второстепенное значение.
И в этом он близок булгаковскому «Мастеру и Маргарите».

Итак, детектив. Первый сюжетный поворот — Алиса — дочь мэра. Второй и наиболее сложный — убийство Марка. До того, как я прочел декодинг Андрея Коновалова, я был уверен в том, что это дело рук Мэра. Прилюдно он отпустил Марка, а потом тихо убил. Я и сейчас наиболее всего склоняюсь к этой версии. Однако убить мог и фанат. Вспомним, что Джона Леннона после его отказа от прямого протеста и мирного хиппования убил фанат. И тогда первая песня («Не начало» — все же интро») очень логично обыгрывается. Могла это сделать и Кира. Она — осторожность и приспособленчество в более крайней форме. Наличие автоответчика много говорит о диктатуре. Во времена Сталина, например, даже просто по телефону нельзя было намекнуть о правительстве — не то, что записывать шутки о «крови мэра». Вместе с тем, своими произведениями Марк мог бы подставить Киру.

Возможно, что и сам Мирон окончательно не решил для себя, кто же произвел выстрел — просто решил убить героя и предоставил слушателю самому выбрать убийцу — такая опция тоже есть в современной литературе, интерактив.
Финальная песня звучит будто загробный голос Марка — и роль творчества, которая передает произведение даже после смерти сложно недооценить. В, наверное, наиболее запутанном и сложном тексте альбома, речь идет вначале о детстве мальчика, похожего на Марка (и самого Мирона) и девочки, похожей на Алису. Строчка о неизвестной, которая входила в отношения со всем двором, намекают на то, что мэр — возможный отец Марка. Но он незаконнорожденный сын, поэтому мэр не заботится о нем. Если был бы законным, главную ставку мэр сделал бы, как это полагается, на сына. Об Алисе мэр заботится очень своеобразно — позволяя пастору приставать к ней.

В адрес того, что Марк — сын Мэра, говорит строка «ты связался с плохой компанией» — так обычно говорят родители, а не власти. И строка о том, что каждый житель — его единственный сын.

Мэр и любит, и ненавидит Марка — так любят и ненавидят одновременно всех незаконнорожденных детей. Скорее всего, Марк об этом не знает.

В последних идеях я не уверен, но почему бы и нет, в городе ведь «все переплетено».

По музыке: Порчи создал по-настоящему клубный хит «Девочка пиздец» и по-олдскульному качающую «Башню из слоновой кости». Мелодии окутывают слушателя, настраивают на верный лад, помогают погрузиться и в гнетущую атмосферу городу, и в необычную любовь, и «лебединые острова» мечты героев. В общем, Порчи сделал все возможное, что нам легче было воспринять этот сложнейший текст.

Лучший панч альбома: Ты ходишь лунной походкой по моему солнечному сплетению.
Фонетически и по рифмам альбом безукоризнен. Далече — долечиваются, дивиться нечему — делиться нечем. Если бы не содержание альбома, можно было бы продолжать до бесконечности. Флоу Мирона у кого-то вызывает сомнения? — И припевы Оксимирон тоже отлично спел сам.

В общем, о чем альбом, каждый решает сам для себя. Перевернет ли он игру? — Вполне. И вот в каких аспектах: можно будет писать не только о реальном, но и о выдуманном, не только о настоящем, но и прошлом, не только о любви, но и конфликте с обществом, не только отдельными треками, претендующими на хитовость, но и концептуальными альбомами, не только о себе, но и с помощью двойников, не только прямо, но и намеками.

Первое место на айтюнсе наконец-то занимает не альбом про клубные вечеринки с припевом вроде «Танцуй пока молодая, девочка Рая», а сложный многоуровневый альбом. Оксимирон добился успеха, не следуя за форматом и даже за фанатскими ожиданиями — он планирует на два хода вперед.

Если вы дочитали этот текст — вы настоящие фанаты Мирона, удивляюсь вашей настойчивости. Мирон Янович, спасибо за альбом!

Эдик Долгополов

После Горгорода все остальные рэп-альбомы кажутся бессмысленными, сделанными на отъ#бись. В систематизированном Горгороде происходящее за пару дней с Марком — возможно, самое интересное, что вы наблюдали за последнее время. Это неочевидная новая ступень русского рэпа — место для творчества слушателя. Он не загоняет тебя в рамки образа, как Гуф, или временные рамки, может это происходит в девяностых, а может в 2040-х, решать тебе. В этой музыке не разжевали всё за тебя, тут приложили огромный труд для того, чтобы ты сам создал и пережил историю с заданным сюжетом, сущность и форма воплощения остаётся за тобой. Как крутая книга или видеоигра. Если Горгород станет альбомом года — я буду гордиться, что слушаю русский рэп, потому что целевая аудитория наконец научилась думать и ценить предоставленную им возможность, какой не дают всякие Лигалайзы и Фараоны. Кому-то не хватило целостности или атмосферы? Плохо слушали.

Николай Марков

Ок-си-ми-рон – это назначить презентацию альбома за полгода до выхода, а слить его за день до концерта. Последние билеты купили месяц назад, так что неважно, этанол, эталон, спрайт или клинское, полный зал будет однозначно.
Впрочем, количество тех, кто по-прежнему считает “Горгород” альбомом года и тех, кто уже вздыхает в ожидании альбомов Скриптонита, которых уж точно будет два, примерно равно.

Впечатления от альбома? Я как-будто сходил в театр. И посмотрел очень грустный спектакль, где главного героя в конце убили. Но я не послушал русский рэп. «Рэп – это под небом неприкаянный город» — вот, оказывается, что он имел ввиду. “Горгород” гораздо ближе по звучанию и настроению “Вечному жиду”, нежели трекам, которые вышли в промежуток между альбомами.

Даниил Осипенко

“Горгород” Oxxxymiron’a — это как говорил один небезызвестный парень — новый стиль, новый уровень. Но часто бывает, что новое — враг хорошего. Так ли это?

Для многих, рэппер Oxxxymiron — это мать и отец нового рэпа на русском. Икона. Кумир и лучший друг.
Его мнение не обсуждается, решения не оспариваются, а судить его может только Бог. Так что, каким бы ни был второй альбом Мирона, хорошим или плохим, смаковать его будут еще очень долго.
Нам же, стоит приготовится к предстоящему засилью концептуальных релизов в ближайшую пятилетку. Нас ждут новые “Марки”, “Алисы” и естественно новоиспеченные “Кендрики”.

Так уж вышло, что “Горгород” — релиз знаменательный, но отнюдь не знаковый. Русскому рэпу действительно не хватало альбомов в духе Кендрика, и Мирон своевременно помог это исправить.

“Горогород” — такой же атмосферный и кинематографичный материал, как и “good kid maad city” Ламара, но ему чего-то не хватает.

Да, история “Горгорода” зиждется на идеях Хаксли и Оруэлла, географии Толкиена, в ней предостаточно артефактов из собственной мироновской мифологии и черт знает чего еще. История очень глубокая.

Но когда ты наблюдаешь драму молодого писателя Марка, почему-то ему не сопереживаешь. Вообще в этом “нуарном” мироновском мире не хочется никому сопереживать.

Нам совсем не жаль, что от Марка ушла Алиса. Мы не испытываем отвращения к мэру, хотя наверное должны были бы.
В этом мире мало, кому можно посочувствовать, наверно потому что, главный герой этой истории совсем не Марк, а сам “Горгород”.

Единственное, что автору удалось нам превосходно передать — это всю его безысходность и “нуарность” с его мрачной архитектурой и холодной местностью.

Безысходная атмосфера города пронизывает весь релиз от начала до конца, в развязке оставляя лишь неприятное послевкусие.

Марку, как и Дикарю из “Дивного нового мира”, не удалось ничего исправить. Ему не удалось даже дожить, со стоицизмом преодолевая весь окружающий мрак, свою жизнь.

Он просто ушел туда “где нас нет” и оставил свой город без права, что-либо поменять. И это очень печально, дамы и господа.

Оценивать этот альбом можно, только абстрагировавшись от личности автора и, главное, от возлагаемых на него ожиданий.

“Горгород” — это цельная и кинематографичная история с мрачной атмосферой. Из нее нельзя выкинуть слов, иногда выбешивающих реплик литературного агента Киры и, что самое важное, из этого релиза нельзя выкинуть треки. Вне контекста они звучат очень сыро и банально. За исключением “Где нас нет” и “Всего лишь писатель” — это, пожалуй, вершина творчества Oxxxymiron’a на данный момент.

Кендрик в своих альбомах умудрялся не только рассказать нам большую историю, но и поднять важные вопросы, которые его волнуют, на некоторые из них даже ответить. Да и треки с его пластинок можно легко слушать по отдельности.
А вот история Мирона совсем не дает никаких ответов слушателю, более того, вопросов особо не задает.
Второй альбом Oxxxymiron’a совсем не хочется оценивать как релиз от самого популярного батл-рэп исполнителя России, хочется оценивать его как какое-нибудь кино. Так вот:
Горгород — хорошее кино. Но отнюдь не великое.

Рома Васкез — “Горгород-312”

Юноша шел по городу, а в его наушниках пластиковые фигурки Горгорода плясали под биты-клоны. Периодически на фоне мелькала некая дева-агент, которая словно была студенткой театрального, сдававшей практику. Ему хотелось верить, что бесталанной девице не поставят зачет. Хотя отыграть такие деревянно написанные диалоги ой как сложно.
Гости в лице Скади и Англичанина погоды особо не делают, «Девочка Пиздец» в итоге даже становится какой-то выбивающейся, слишком ЛСП-шной. В итоге релиз звучит очень одинаково и, я бы сказал, примитивно. Даже на паре предыдущих совместных были гораздо более интересные биты. А ведь релиз нужно слушать, а не только теребить на концептуальность. А слушать его становится тяжело» — звучали в голове обрывки рецензий из сети. Но ведь проблема была не только в музыке.

Большинство рэперов, по сути, — неудачливые графоманы, мертворожденные писатели и поэты. «Горгород» словно черновик для типичного постмодернистского романчика, которому стоило выйти где-то в нулевых. Даже для черновика слишком мало. Аналогии с 1984? Увольте. Фигуры, которые должны внушать, ужасать и восхищать, больше похожи на героев мультфильма. Сам «Горгород» — омрачненный «Роботы» или «Лоракс». Фанфики тридцатилетнего подростка, открывшего для себя рефлексию.

«Горгород» — это попытка. Попытка реализовать свои писательские амбиции, попытка удержаться на волне хайпа, попытка сделать что-то другое, что не делает никто, попытка замаскировать формой недостаток содержания.
Горгород – город из карточных домиков, который рассыпается при правильном дуновении.

Миша Федюкович

Алло, меня в вашу совместную рецензию не берите, я не знаю, что писать. Что я должен сказать людям, что это очередная ступень в создании альбома как чего-то отдельного и живущего своей жизнью не только методом использования музыки от одного автора, одних сольных куплетов и одной концепции, но и переплетением сюжетов с этих треков (не всегда по очереди) c двойным дном и потайной дверцей? Нет, хватит с меня этого дерьма. Это не Детокс, чтобы можно было позволить себе вопреки ожиданиям выпустить что-то настолько хуёвое, что оксидрочеры будут спасать ситуацию разнося слухи о том, что второй альбом нас всё ещё ждёт.

Конечно, серваки The-Flow легли, ясен хер, что вброс одиннадцати треков вызвал шквал реакций. Это бог и король Оксимирон, если бы он выпустил одиннадцать треков про “катаюсь на порше, ебу в питерской квартире всех” с ЛСП или одиннадцать треков про первый лям, цепи и ЗОЖ, все бы и так удивлялись и умилялись, какой Мирон молодец и как он всё делает по-своему. Хотя какой нахуй по-своему, если аудитория от “Спрайта” и “Скучно жить” теперь получила “Девочку-пиздец?”. Я уже вижу, как этими словами одинадцатиклассницы подписывают свои фото.

ГоргороД, ГоргороТ, Лондонгород, ДорогГород, а ещё обложка странная, а ещё на айтюнс не выкинул, а ещё мэр только половину пазла собрал… Ебать, а ещё треков 11, прямо как 11 сентября, когда он пускал самолётик в дома напротив! А ещё пятница тринадцатого дата выпуска, значит, это прямая предпосылка к терактам в Париже! Куча моментов, которые можно обдумать, да. И, не скрою, обдумывать интересно. Только слушать его неинтересно. Три трека на репит из одиннадцати — это не уровень надежды русского рэпа. И если в ближайшие дни не выйдет что-то ещё, то как концертный деятель и человек-загадка Мирон сделал левел-ап, да, теперь все не панчи разгадывают, а целый миф вокруг релиза. Но только как рэпер он сдал, не сумев сделать слушабельный материал без всякой подоплеки. Слушать это как музыку — не интересно. Флоу не тот, скиллзы не те. Короче, дописывайте сами свою рецензию, я пошёл слушать “Вечного Жида” из 2011.