Metamorphosis in Hip-Hop Music

В нашем итоговом выпуске мы объявили конкурс сочинений для наших подписчиков на темы «Как отмены концертов повлияют на рэп» или «Чем РэпЙоу является для баттл-рэпа». Приём работ на конкурс завершён, а мы продолжаем публиковать лучшие сочинения.

Поговорим о возможных последствиях событий последних месяцев, я имею в виду отмену ряда концертов. Не знаю, получится ли через политические тернии добраться до зажигающихся звёзд, о которых нам говорил ещё в начале прошлого века А. А. Замай, снимая где-то возле «Бродячей собаки» Вестирэпа. Внутрь его, кстати, не пустили из-за собравшейся там тусовки грайм-символистов во главе с Мироном Фёдоровым, который, по словам очевидцев, в очередной раз залез на стол и опрокинул его вместе с лежащим там пасьянсом. Перевёрнутый пасьянс признали шедевром похлеще Дюшана и Кабакова, а именем Фёдорова назвали астероид.

Отвлечемся от интригующего прошлого и взглянем на возможное героическое будущее рэпа. Что вообще из себя представляют запреты концертов в контексте такого rebel-жанра, как рэп? Прежде всего, избавление от бессмысленного скитания по битам. Жанр на территории РФ наконец начинает вспоминать о своём оппозиционном призвании, и вот-вот должны запылать речитативные кострища. Но это всё в контексте творчества, а в российских реалиях ещё не до конца остыли насиженные экзальтированными творческими диссидентами нары. И рискнёт ли кто-то выйти за рамки цензуры, поставленные «профилактическими мерами» против экстремизма и репрессивной наркополитикой, — большой вопрос. Хотя эти рамки могут запросто обратиться «триумфальной аркой», а прошедший под ней (как сейчас принято обзывать это явление) персонаж обязательно станет «героем» в глазах молодых людей, которым мучительно хочется свободы.

Для рэпа как производной слова тоже есть свои плюсы. Давно понятно, что рэп в России всё дальше уходит от очень субкультурных, непонятных широкой аудитории явлений (например, бифов). Они просто изживают себя, остаются единичные рудиментарные случаи. А конфликты с провластной стороной могут дать присущей хип-хопу воинственности новый шанс проявить себя, начать борьбу с чем-то более масштабным. Актуализируется множество притягательных тем для треков, которые без временного контекста выглядят конспирологией и глупостью, а в нём — средствами ведения «войны». Для зрителя такая война представляет возможность прикоснуться к
истории, своими глазами увидеть на нашей действительности фрагменты антиутопической картины, о которой ранее было известно только из рассказов Клио. Эти зарождающиеся
особенности идеально впишутся в рэп-идеологию. Но по мне, рэп начнет и нехило метаморфозить. Сейчас объясню. Интерес российских подростков к рэпу изначально был подогрет
именно близостью артиста «к народу», ощущением, что они могут взять и сделать то же самое. Но вместе с изменением временного контекста может произойти отдаление музыканта от слушателя.
Станет заметна разница между творцом, пытающимся как-то изменить ситуацию в стране, и потребителем, который сидит дома и слушает воспламеняющие бунтарский дух треки. Возможно, хоть уважения к чужому творчеству станет немного больше. Лично меня радует ещё один факт, что хип-хоп имеет тенденцию всё нахальнее заходить на территорию акционизма. Об этом понятии, конечно, можно начать спорить, ведь любое современное искусство в каком-то смысле коррелирует с акционизмом, но я всё же говорю о реальных акциях, которые сами могут восприниматься как произведения искусства. Вспомним весёленькие сравнения концерта «Я буду петь свою музыку» с несанкционированным протестным митингом, на который ещё и вход был платным. Я бы отнесла этот концерт скорее к политической акции в поддержку неподцензурной музыки и свободы слова в целом. Перечисленное на данный момент относится к небольшому разряду творчества. А почему?

Не будем питать иллюзий по поводу абсолютно независимой музыки. В большинстве своем (за исключением совсем уж маргинальных бесноватых творцов) творчество отвечает «соцзаказу» от аудитории. Но так как общество само до конца не понимает, чего хочет, да и является довольно расколотым, мнения будут разниться. Биться между ними в плясках св. Витта или стараться просто «правильно подать» свой продукт – выбор за артистом. И если с тематикой как-то проще, любителей хватает на все виды извращений, то с трушностью, которая не собирается отцепляться от хип-хопа, как-то сложнее. Я искренне не понимаю, как в России жили без этого ёмкого понятия. Выражения «правильный» или «по понятиям» такие пафосные, отдающие тюремной культурой. К слову о тюремной культуре, даже Pussy Riot в своё время умудрились обвинить в построении карьеры и пиаре за счет отсидки длиной в 2 годика. В России во все времена было принято предъявлять за «трушность». Что уж говорить о Хаски, IC3PEAK, «пении своей музыки», чьи случаи, разумеется, получили огласку, а сами артисты – должный хайп, но явно непреднамеренно. И вот все эти нападки обвивают музыкантов, как змеи Лаокоона, и нести свою правду в массу нашему прорицателю хочется всё меньше.

Если обозвать «триумфальную арку» из рассуждения выше, например, «воротами славы», а рядом поставить Лаокоона, то нам будет не хватать только большого деревянного коня, чтобы текст превратился в трактат о Троянской войне. Пусть за коня поиграют запреты и лишения свобод, которые нам впаривают замаскированными под обеспечение спокойной стабильной жизни. Что ж, если кляча прохромает через «ворота славы», то она прямиком направится на съёмные квартиры рэперков и заставит их уйти в метапостсоцреализм и дальше писать про баб и проч., да в принципе выжимать продукт из бытовых сцен. И через несколько лет рэпчик просто не будет представлять интереса для очередного поколения.

Ну а пока выбирайте сторону создателя контента и виновника скандальных политических заголовков или же стороннего наблюдателя, и, соответственно, запасайтесь блокнотами, сушите
сухари или же просто закупайтесь попкорном по скидке, и давайте наблюдать за развитием событий.

Автор: elyaa1909@gmail.com