На запад

Про русских рэперов, которые пытались добиться успеха за рубежом.

Автор: Радмир Латыпов

Децл

Первые попытки Толмацкого-младшего выйти на Запад были предприняты еще в 2004 году. На свой третий альбоме Кирилл «Detsl aka Le Truk» Толмацкий уже записывал англоязычные треки. На тот момент он был «подписан» на русский Universal Music и это должно было только поспособствовать международному продвижению артиста. Но, как оказалось, контракт с мейджором только притормозил карьеру Децла. Единственное, что смог предложить Universal это совместный трек с R’n’B певицой Кристиной Милиан. Загвоздка заключалась в том, что лейбл предложил записать Толмацкому куплет для уже вышедшего трека Милиан «Dip It Low», в оригинале которого участвовал Fabolous. Грубо говоря, сделать ремикс и занять место американского рэпера. Забавно, что такой же фокус с данным треком сделает и немецкий рэпер Samy Deluxe. В одном из интервью Децл рассказал, что готов был записать c Кристиной оригинальный трек, но Universal не захотел заморачиваться. Будущий уже «свободным агентом» были новости о попытке Кирилла выйти на французский рэп-рынок и записать альбом на французском языке. Все последующие годы Децл больше ориентировался на российского слушателя, лишь периодически выпуская треки на английском. В 2011 году Кирилл анонсировал альбом на патуа (креольский язык на английской основе) и рассказал, что  ведутся переговоры с лейблами из Лос-Анджелеса и Нью-Йорка. В 2014 году вышли сразу два англоязычных альбома «Dancehall Mania» и «MXXXIII», оба релиза не вызвали бурной реакции у слушателей. Среди приглашенных гостей можно выделить ямайского певца Da’Ville, довольно известного человека на регги-сцене.

Серёга

В 2006 году «славянский Эминем» решил покорить немецкий рэп-рынок. До этого Серёга прожил некоторое время в Германии и хорошо разбирался в тонкостях местной урбан-музыки. Свою экспансию на родину Гёте и Беккенбауэра он начал с сингла «2 Kaiser», на котором также отметился один из самых популярных рэперов Германии Azad. В Киеве на него был снят клип, который попал в ротацию немецкого MTV, TRL и Viva Plus. Далее Серёга записал куплет для трека Sido «Ein Teil Von Mir». Стоит отметить, что на тот момент Sido был участником гремевшего на всю Европу лейбла «Aggro Berlin», что должно было только укрепить позиции белоруса на западной сцене. В конце года Серёга выпускает альбом «Russia’s No.1», главным синглом, которого становится трек с незамысловатым названием «Gangsta no More», который является переработанной версией всем известного хита «Возле дома твоего». Но ни совместные треки с топ-рэперами Германии, ни ротации в немецких хит-парадах не помогли завоевать Серёге новую аудиторию. Сам Серёга заявлял также о неком микстейпе под названием «King Ring street album», на котором должны были участвовать артисты его лейбла и рэперы из Германии и Америки. По утверждению главы «King Ring», данный микс смог бы перевернуть отечественный шоу-бизнес. Шло время, но данный релиз так и не увидел свет. В 2007 году Серёга записал трек «Liberty City: The Invasion», который стал заглавной темой к игре «Grand Theft Auto IV».

https://www.youtube.com/watch?v=r7tBHtdmVIw

Данный ход должен был увеличить интерес к персоне белоруса за океаном. Был заявлен тур по США, но, судя по всему, он был интересен лишь для русской диаспоры в Америке. Что касается саундтреков, то треки Серёги были использованы также в таких фильмах, как «Трансформеры 3» и «Великий уравнитель».

Тимати

Несмотря на весь негатив в сторону Тимати внутри «культуры», именно он является наиболее известным представителем русского рэпа за пределами постсоветского пространства. Если первые совместные треки с Xzibit’ом и Snoop Dogg’ом вызывали удивление, то в дальнейшем фичеры с западными артистами стали обыденностью. Несмотря на внушительный список американских звёзд в дискографии Тимура Юнусова, все же главным успехом стоит считать ремикс на «Welcome to St. Tropez» от швейцарского диджея Антуана, который на данный момент набрал почти сто сорок миллионов просмотров.

Первый англоязычный альбом «SWAGG» вышел одновременно во многих странах Европы, и для  артиста из России это уже можно было считать успехом. В 2014 году был выпущен второй альбом под названием «Reload». Релиз был выпущен эксклюзивно для Японии, что выглядит немного странным. Бывший коллега Тимати по «Bad B. Альянсу» Децл скептически отнесся к его попытке выйти на западный рынок, отметив, что с такими финансовыми возможностями можно было добиться более громкого успеха. Также Кирилл рассказал, что для него «ценник» для совместного трека с американскими звёздами был бы в три раза дешевле. Сам Юнусов не подтвердил, но и не опроверг данную информацию. К сожалению экспансии на европейский или американский рынок не последовало. На волне ура-патриотизма Мистер Блэк Стар ударился в политику и променял Пи Дидди на Рамзана Кадырова.

Если отбросить тот факт, что Серёга пытался пробиться в Германии с треками на русском языке, то их истории с Тимати довольно похожи. И тот и другой записывались с зарубежными топ-артистами. Конечно, размах продвижения у них разный, как и статус заморских звёзд, но финал один. Оба, немного «пошумев» за пределами российского шоу-бизнеса, вернулись в родные пенаты. Возможно, Децл выбрал наиболее правильный путь для продвижения себя на запад: в медленном темпе, но с минимальными затратами. Другое дело, что его музыка за рубежом никогда не станет массовой, но это и так понятно.

Дополнение: в прошлом году Noize MC рассказал, что начал запись англоязычного альбома, и по тематике он будет схож с «Hard Reboot». Чуть ранее появилась новость о том, что готовится совместная работа с Фредом Дёрстом из «Limp Bizkit». Можно предположить, что этот трек выйдет на новом релизе, но вряд ли фьючеринг с «едущим с ярмарки» Дёрстом станет заметным музыкальным событием за пределами нашей страны. Тем не менее, желаем Noize’у удачи.

Резюмируя, хочется сказать, что на данный момент у наших рэперов нет почти никаких шансов проявить себя на европейском или американском рынке. Участие зарубежных гостей на твоем треке не принесёт никаких дивидендов, если твое сольное творчество ничем не зацепит тамошнего слушателя. Сюда же можно добавить и перенасыщенность французской или немецкой рэп-индустрии, не говоря уже об американской. Не стоит также забывать и о вторичности отечественной музыки. Здесь можно провести аналогию с попыткой советских рок-звезд прорваться на запад во второй половине 80-ых годов прошлого века. Популярные в СССР «Аквариум» и «Кино» не добились значимых успехов за пределами страны. У британской публики не могло быть активного интереса к творчеству Цоя, если они уже долгие годы слушали группу «The Cure». Более радужными выглядят перспективы российских битмейкеров.