Ничего не перевернулось

Автор: Владислав Рубан

Русский рэп — довольно специфичная музыка, а мы, её слушатели — и есть те, благодаря которым она на слуху. Но вот в один прекрасный день к нам приходит новость извне о том, что всё изменилось — мы стали свидетелями переворота русского рэпа.

кто перевернул игру Умные люди с YouTube и других информационных сетей говорят, что теперь наша музыка хорошая и чуть ли не самая лучшая, а мы — красавчики, потому что слушали её до того, как это стало мейнстримом. Но история учит нас не верить СМИ и трактовать все ровно наоборот. Так почему бы не поискать подвох и в этой чудесной новости?

В этом году случилось много всего: и выходы качественных альбомов, и внедрение рэпа в телепередачи наших родителей (что больше пугает, чем радует), и признание жанра многими крупными непрофильными интернет-изданиями. Известные исполнители весь год нахваливали друг друга вместо бифов, количество слушателей возросло, у многих большие концертные туры. Кажется, что всё налаживается. Но если включить режим Шерлока Холмса и сверхинтеллект, то многое предстаёт в другом свете.

Например, проявление лояльности в деятельности МС в твиттере — как бы ни так. Все лестные отзывы оставляли либо те, кто это всегда делал, либо те, кто поменял свой стиль с более агрессивного на лирический, и им не с руки образ задиры в соцсетях. А новички и баттловики всё так же ищут бифа или повода для очередного задевающего поста. Так что это лишь игра на публику, пусть и довольно хорошая. С увеличением количества слушателей возросла и частота появления новостей про переворот — “они же новенькие, они поверят”.

Теперь к главным поводам появления этой новости. По мнению большинства, переворот — это выход большого количества сильных альбомов в 2015 году. Но это не совсем так. Количество сильных альбомов возросло — это факт. Но после выхода альбомов Басты, Большого Русского Босса, ЛСП и других никаких разговоров про перевороты не было. Ажиотаж значительно возрос и превысил все мыслимые рамки после двух шумных событий — появления в свет двух альбомов. Первым оказался долгожданный «Горгород» Oxxxymiron’а. И сразу после него — Скриптонит и его “Дом с нормальными явлениями”. Но способны ли эти альбомы действительно перевернуть игру? Давайте рассмотрим более подробно происходящее в момент их выхода и сами альбомы.

4 года мы ждали альбома Мирона больше чем стипендию, снижение цен на наркотики и алкоголь, улучшение экономики и выход Half-Life 3. И вот, свершилось: 13 ноября 2015 года — релиз неоднозначного альбома Oxxxymiron’а «Горгород». Несколько дней общественное мнение металось между «Скатился» и «Это шедевр!», но уже через неделю окончательно устаканилось во второй стадии. Все начали вслушиваться, искать сюжет, и Мирон полностью добился своего — все одновременно в восторге от альбома, но и ждут второй части, готовясь боготворить кумира до предела! Но так ли это? Является ли этот альбом шедевром? Да, он показал, что альбомы русских рэперов могут быть концептуальными, но в плане треков там ничего инновационного. Определенно скоро многие начнут делать концептуальные альбомы, и мы погрязнем в скучных историях, растянутых на несколько треков.

фак вам

И вот тут выходит альбом Скриптонита — очень сильный, самобытный и готовый тебя удивить. Но не всё так просто. Время его выпуска — идеально, все уже затерли до дыр незамысловатую мироновскую историю и ждали чего-то такого же, концептуального, но более яркого по содержанию. “Дом с нормальными явлениями” полностью удовлетворил все запросы. Выйди он до альбома Мирона, никто бы о нём серьёзно не заговорил, а альбом Окси не забылся бы как «прорыв», а оставался долго на слуху. В тоже время «Горгород» — это история, и с каждым разом она надоедает всё больше и больше…

И стоит напомнить, что альбом Окси дал идее о перевороте русского рэпа второе, третье и десятое дыхание, а “Дом с нормальными явлениями” просто уютно устроился в уже существующем инфополе. Если задуматься, то все эти доказательства существования переворота — второстепенные. Самое главное то, что русский рэп всё своё существование гнался за американским. И то, что мы немного развились, никак не даёт право говорить, что мы что-то перевернули.

Главное изменение — это то, что публика, которая не слушала рэп, перестала испытывать к нему отвращение. Но это уж никак не переворот. Представим, что слушатель русского рэпа — это маленький ребенок. И этот ребенок втайне от родителей принёс домой щенка породы “русский рэп”. И вот наконец-то мама официально его признала. Но самого щенка это никак не изменило. Да, он растёт и меняется — но это тот же щенок. Он не стал кошкой или драконом. Он просто подрос и мама его заметила.

И как бы возникает вопрос — что же тогда делать, что бы этот переворот случился? В этот жанр нужно принести что-то новое. Что бы русский рэп, в большинстве своем, не являл собой замедленный перевод американского. Чтобы звание “русский рэпер” окончательно перестало быть позорным клеймом в глазах абсолютного большинства людей.