Ностальгия — нынешний тренд

В игровой индустрии этот тренд может и не так ярко выражен, но свои представители в лице дилогии Hotline Miami, The Last Night и Far Cry 3: Blood Dragon имеются. У нас же с вами на просторах современной рэп-(и не только)музыки, современные исполнители любят заимствовать приемы и музыкальные стили у артистов, под чьи треки зажигали на дискотеках их родители или более старшие коллеги по цеху. Да и каждый уважающий себя клипмейкер должен снять клип с антуражем и массовкой максимально отсылающих к тем временам и при этом желательно вставить кадры как будто бы записанные на VHS кассету.

Так откуда у всего медиа-пространства такая неиссякаемая любовь к прошлому? Давайте разбираться, но для начало необходимо вспомнить, а что вообще было в 80-х, и чем они так всем запомнились.

70-ые годы прошлого века выдались непростыми для всего мира, в особенности для двух сверхдержав — США и СССР. Война во Вьетнаме и “Период застоя” неплохо так потрепали народ обеих стран и в культурном плане 80-ые сильно отыгрались и можно сказать дали надежду на будущее. Люди по всей планете начали понимать, что через каких то 20 лет наступит 21 век, новый этап человечества, и каждый захотел представить, как это будет выглядеть, всеми возможными способами. Это ощущение входа в новую эпоху давало людям нескончаемое чувство свободы, бунтарства и неограниченных возможностей. В музыке главенствовал рок с их эпатажными группами и солистами, электроника, играющая как будто откуда-то из будущего. Боевики были кровавыми и жестокими (вспомните сцену убийства Алекса Мёрфи из робокопа), а фантастика была настолько правдивой и скрупулезно сделанной, что верилось в то, что в будущем все будут летать на машинах и везде будет засилье голограмм и неона. Привет, “Назад в будущее” и “Бегущий по лезвию”! Ну и конечно же Hi-tec: Apple со своим macintosh — первый компьютер работающий через графический интерфейс, а не через командную строку, прихода на рынок первых домашних игровых систем: atari 2600 и NES… В купе это давало ощущение того, что будущее совсем рядом, только рукой дотянись.

В СССР же, это время начало перестройки, ослабление железного занавеса и общее веяние какой-никакой свежести, породило в головах молодежи то же самое ощущение свободы и бунтарства, а приход импортных товаров из-за рубежа на советский рынок и падение берлинской стены, только усиливали ощущение, что скоро все поменяется и изменится, но все мы знаем к чему это в итоге привело.Но вот прошли 90-ые, а за ними 00-ые, но мы так и не покорили космос, не стали летать на машинах и роботы полицейские нас повсеместно не охраняют. Ощущения прихода будущего нет и никто не может его представить для широкого зрителя. Разве что Илон Маск внушает нам надежду на покорение и колонизацию Марса, но в рамках Земли, мы видим лишь эволюцию, но не революцию.

Люди на западе, выросшие в эпоху 80-ых — 90-ых, потребляя тот контент, спустя время начинают его производить, как бы в знак уважения, а так как наш мозг запоминает только хорошее из прошлого, то и интерпретация у них выходит глянцево-неоновая, с характерными для той эпохи атрибутами. У нас же, ситуация интересней. Фильмы это отличный культурный срез, показывающий все тренды и направления времени. Ситуация с российским кино, в данный момент, крайне плачевная, и все мы с вами воспитаны на советских комедиях и мелодрамах: “Операция Ы или новые приключения Шурика” и “Иван Васильевич меняет профессию” или “Родня” с “Покровскими воротами”. Смотря эти фильмы мы впитывали в себя всю ту эстетику и антураж, а вместе с рассказами родителей, наше прошлое представлялось нам в совершенно ином историческом свете. Ностальгию, как и любое психологическую склонность человека, легко монетизировать, И вот мы уже видим толпы молодых хипстеров в свитерах с оленями или пространными фразами на груди, в кедах и фотоаппаратом “Зенит”, рассекающих по городу на старых ВАЗах под группу Альянс. Дёшево и при этом в тренде. Сюда же подключаются музыканты, играющие в стиле тех лет, и сериалы, эксплуатирующие эпоху, как например одноимённые “Восьмидесятые”.

Но не означает ли это, что мы не хотим представлять и строить будущее, и нам комфортно в своём неоновом прошлом, где не было вымышленных рамок, трава была зеленей, а солнце светило ярче? Интересный факт: из-за того, что в 80-ые не было большой конкуренции на рынке, и люди были заряжены идеей свободного будущего, все были как бы вместе, все смотрели и слушали примерно одно и то же. “Первому игроку приготовиться” — неплохое подтверждение этим словам. Сейчас же, в эпоху всеобщей глобализации и огромной конкуренции, когда каждый день появлялся новый фрешмен или выходит новый арт-хаусный фильм, мы с вами смотрим и слушаем разные вещи. Есть множество культовых локальных мемов, музыкантов и произведений, которые радует узкую прослойку людей. Так что по большому счёту, 80-ые — это дух всеобщего сплочения, когда при виде Делориана или хоккейной маски все все понимали без лишних слов, от мало до велика.

Человек, живущий прошлым, не сможет построить будущего. Копаясь в прошлом и ностальгируя, мы не создаем прорывных вещей в различных сферах нашей деятельности. Создавая медиа продукт с оглядкой на прошлое, можно играть на ностальгии конечного потребителя, но это не даст ему новых эмоций и ощущений.

Пора перестать ностальгировать об ушедшем прошлом и начать делать своё будущее.