Нужен ли России рэп?

Автор: Андрей Пустовалов andrey_11_08@mail.ru

Рэп в России развивается, старается шагать в ногу со временем и ежедневно знакомит с новыми именами. Но насколько он ценен и востребован у общей массы слушателей? Какое впечатление производит на обывателя и какие перспективы у этого музыкального стиля остается спорным моментом.

Если вы попросите вашего собеседника перечислить пять популярных в России музыкальных стилей, то где-то между попсой и шансоном услышите слово «рэп». Это музыкальное направление за последнее десятилетие полностью обрусело и на сегодняшний день уже не так очевидно ассоциируется с западом. Далее стоит разобраться с чем ассоциируется рэп в нашей стране. Везде есть таланты и даже в самом бездарном искусстве можно найти своего гения. Возьмем рэп в целом, как социальный институт, не заостряя внимание на отдельных его представителях. К сожалению в таком случае картина складывается не в пользу музыкантов.
Над рэпом много насмешек, его не воспринимают всерьез люди, разменявшие третий десяток, и даже если взрослый человек слушает определенных представителей рэпа, то не отрицает спорность ценности данной культуры.
В России четко прослеживается отставание от запада, можно даже с точностью сказать на сколько лет русский рэп затормозил в развитие, так же мы видим как точно он следует написанному сценарию.

За последние годы образовалась самостоятельная андеграунд сцена, которая затягивает большую массу слушателей. В Америке мы могли это наблюдать около двадцати лет назад, похожесть ситуаций даже немного удивляет, вроде и страны разные и культура совершенно другая, но развитие следует предначертанному плану. Андеграунд-рэп сегодня звучит «изо всех колонок» и наушников ребят, спешащих на урок, или ко второй паре низкопрофильного вуза.
Следующим шагом, по сути, должны быть музыканты, которые смогут выбраться из подземелья и начнут толкать свой рэп в массы, создадут громкие лейблы и успешные сторонние проекты. Конечно, сейчас есть подобные примеры — газгольдер, который представляет собой целую фабрику рэпа, выпускает музыку, клипы и даже замахивается на кинематограф. Но аудитория в целом остается одна, а это значит, что продукт не стреляет метко, а топчется на одном месте, с философией дворов на крупный рынок выйти точно не получиться. Проекты проваливаются и публично высмеиваются в кругах, где слово блейзер определяет предмет гардероба, а не напиток. Остается только ждать, когда «верховные правители» накопят достаточно таланта для реализации своих задумок.

Вернемся к западу и разберем, что мы видим там. Рэп популяризован, музыканты востребованы. Пусть западный рэп тоже имеет определенный стереотип, но он не пересекается с подъездом и бесконечной наркоманией, если речь и заходит о наркотиках, то это преподноситься как подпольный бизнес на черном рынке, то есть наркоторговля, а не целый альбом о варке вещества в пластиковой бутылке. Когда мы слышим такие имена как Dr. Dre, Kanye West, Eminem, jay-z мы уже не задумываемся только о рэпе, попутно ассоциируя их с успешным бизнесом, хорошим кино, саундтреком к голливудским фильмам, популярными клубами, со вкусным шампанским в конце концов. Их альбомы становятся сенсацией, а имена появляются на обложках самых популярных СМИ, и ведь это не значит, что они кому-то продались, это значит, что в нужный момент они напрягли свои пятые точки и стали выпускать качественные продукты, которые тронули уши миллионной аудитории. Они собрали вокруг себя грамотную команду, продвигающую их деятельность, что вызывает большое уважение к их труду и творчеству.

Теперь переносимся обратно домой и ищем аналоги. Тут на ум приходит лишь Black Star Inc. Громкий по российским меркам проект с крупными финансовыми вложениями, с более-менее грамотной командой продакшена, но серьезным его назвать язык не поворачивается. Первоначальным и главным продуктом таких проектов должна быть музыка: качественная, эстетичная и направленная на слушателя. Все, что выходит из под крыла этого лейбла я не могу воспринимать всерьез. Да, композиции звучат на каждом углу, но их посыл и творческая ценность…я даже не могу ставить слова «посыл и творческая ценность» рядом с деятельностью Black Star Inc, а направлена она на людей, не имеющих хорошего музыкального вкуса. Их аудитория пусть где-то и постарше, но намного глупее слушателей андеграунда. Я бы не доверил такой команде артистов написание саундтрека к фильму, либо создание самого фильма. Максимум на что хватило бы доверия в их случае — выступление на корпоративе перед пьяной публикой.

Рэп — один из самых легких музыкальных стилей, где не требуются вокальные данные или музыкальное образование, поэтому каждый день появляются десятки новых «рэперов», которые не хотят создать грамотный продукт, не хотят выступить в качестве новатора, они смотрят на более успешных коллег и стремятся заработать деньги, складывая слова рифмами. Пока культура будет загрязняться клонами, а Тимати с друзьями будут выпускать сортирные хиты, рэп в России не сдвинется в положительном направлении.

Нужен ли был рэп России в девяностых годах? Определенно да.
Нужен ли рэп России сейчас? Если не брать в счет людей, которые слушают исключительно его, то скорее всего нет.
Меломаны много не потеряют, если из их плэй-листа исчезнет десяток композиций, а людям, которые не слушают ничего кроме рэпа и уже поднимают бунт против моей статьи, ничего личного, но вам стоит провериться, ведь слушать один рэп — это клиника.

По моим прогнозам рэп в России еще долгое время будет оставаться локальной культурой, которая понятна далеко не всем. Для того, чтобы российский футбол вышел на мировой уровень, не достаточно начать хорошо играть зениту, так же и в рэпе, единичный случай не вытянет весь музыкальный стиль в одиночку. Артисты должны это понимать в первую очередь и прежде чем записывать новый альбом, следует детально все продумать и уделить ему больше времени, вместо того, чтобы штамповать в год по три релиза.
Кому-то стоит поменять стереотипы о культуре и сделать идолом рэпа не подъезд, а качество звука.