Отчёт о «Большом Рэпе» в Сочи

В Сочи меня занесло так же неожиданно, как группу ГРОТ на Respect Production.

При том ещё в начале июля. Кульминацией отдыха должен был стать хороший концерт (благо в Сочи они проводятся чуть ли не ежедневно), в результате чего я стоял перед выбором: Григорий Лепс 25-го, Тимати с Леваном 31-го или Каста с Центром на «Большом Рэпе» 1-го (шучу, бородачи с BlackStar не рассматривались). Лепса я послушал на берегу моря напротив открытого концертного зала, а значит оставался тот самый «Большой рэп» – сочинский филиал ежегодного московского фестиваля с внушительным списком выступающих.

Прикинув перед выездом в Олимпийский Парк приблизительное кол-во зрителей по проверенной схеме (группа вконтакте – кол-во “точно пойду” делим на 5, кол-во “скорее всего” делим на 20 – складываем), я не учёл одной детали: кёрлинговый центр “Ледяной Куб” (Ice Cube, you know man) размеров впечатляющих, а потому даже три-четыре сотни людей расплывутся по залу с вместимостью в три тысячи человек и создадут эффект пустоты перед сценой, как, собственно, и вышло.

Публика здесь собралась настолько же разношёрстная, насколько сами выступающие: во время выступления Кравца с нами на улице пьёт пиво пермский «вчера я здесь на Ленинграде был, а вообще по жизни АК-47 слушаю» зритель, уже на выступлении Триады сбоку от меня стоит парень со значком коловрата на груди. Если же представить типичного слушателя русского хапа, пришедшего на «Большой Рэп» на всех и сразу, с некоторыми тезисами даже ему придётся согласиться: был удачный и душевный разогрев перед удачными и душевными выступлениями удачных и больших коллективов русского рэпа. Больших во всех смыслах, ведь речь идёт о Касте и 25/17. В то время как группа Centr уверенно, с улыбками на лице, показала максимум своего непрофессионализма и безалаберности. Впрочем, уже успев объяснить свой косяк опозданием и звукарём:

Инстаграм Птахи

Плохому рэперу и мастеринг мешает. А на выступлениях – звукарь. Давиду Нуриеву пришлось и Бьянку цитировать («звук говно, звук говно-о-о»), и куплеты обрывать, и просить зал поднять средние пальцы для звукаря. Необходимо быть большим фанатом Центра для розовых очков такой толщины, чтобы выступление трёх вновь соединившихся вам хоть как-то понравилось. Лично я ждал ровного флоу хотя бы от Слима, но, увы, выступление группы чуть более, чем полностью выглядело одним большим крахом. Даже те песни времён «Города Дорог», в которых я знал слова наизусть, было тяжело узнать и расслышать. Самую большую оценку за выступление Центра получает модная кепка Гуфа, времён Серёги и «Чёрного Бумера». Браво, Алексей!

С малым рэпом разобрались, теперь к «Большому Рэпу».

В качественном выступление Касты я был уверен почти настолько же, насколько уверен в том, что их новые треки для меня никогда не встанут на одну планку со старыми. Всё-таки ребята колесят по странам с выступлениями не первый год и, в отличие от вышеописанных, подходят к этому с ответственностью. Большим плюсом оказалась правдивость слогана «ВСЕ ХИТЫ»: при исполнении того же «На порядок выше» по телу бежали мурашки (а голос срывался всё больше), для публики постарше был исполнен не до конца Кастовский трек “Три семёрочки”… Всем четверым находящимся на сцене хватило места в трек-листе, а у всех находящихся под сценой должно было остаться как минимум хорошее впечатление.

Подход к делу чуть более серьёзный чем у всех остальных ознаменовал выход барабанщика, двух гитаристов и басиста, незамедлительно повлёкший за собой радостные крики толпы, порой срывающиеся на вопль: «ДВА, ПЯТЬ, ОДИН, СЕМЬ, ДВА, ПЯТЬ, ОДИН, СЕМЬ». Здесь должно быть маленькое отступление: об Анте я помнил только как об участнике «Битвы за Респект», а с лучшего, по некоторым мнениям, альбома 2014 года «Русский подорожник» я прослушал максимум треков пять. Последующие действия заставили меня по приезду домой скачать целиком как тот самый «Подорожник», так и последний сборник «Весь мир идёт на меня войной». Сам по себе харизматичный дядька в пиджаке и с бородой смотрелся на сцене так же органично, как и его улыбающийся и поющий коллега, в совокупности с музыкантами демонстрирующие нам факт наглый, но до жути простой: это не такой рэп, который вы наблюдали последние два часа. С первых секунд зрителю дали понять: 25/17 – это здоровенный крейсер, который будет ходить и в океане рэпа, и в океане поэзии, и в океане рока. К концу выступления я испытывал радость за то, что такие коллективы существуют и могут позволить себе собирать на концертах толпу, выступая после Центров и Каст. Во время выступления я испытывал бешеный всплеск эмоций и прилив энергии, хотя, казалось бы, сил оставалось не много. Уже дома я испытывал гордость за группу, будто бы Ант с Бледным были мне лично знакомы – настолько искренним показалось их выступление, так подкупал факт их существования как музыкантов, а не героев твиттер-перепалок и жёлтой прессы, так по-человечески благодарен я был им за концерт. Чего только стоит реакция товарища, пришедшего со мной услышать “Вокруг Шум” – единственный трек, который он знал: «Знаешь, 25/17 для меня открытие. Это было что-то». И пусть выступлением под живую музыку ни один русский рэпер уже как несколько лет удивить не может, именно 25/17 эти живые гитары с барабанами больше всего необходимы. Для того драйва и экшена, который происходит, не смотря на совсем “небезбашенную” тематику их произведений. 25/17 – 10/10.

Спасибо организатором за хороший концерт. И спасибо группам, у которых вышло хорошее выступление.

P.S. Несмотря на то, что выступления всех участников фестиваля я наблюдал впервые, на концерты я хожу регулярно. Причём как на рэп-выступления (Dope D.O.D., Jamal, Oxxxymiron), так и на действительно музыкальные мероприятия (Eric Clapton, Elton John, Bullet For My Valentine, Би-2). Наблюдал выступления и Schokk’a, The Chemodan Clan’а, Tony Tonite’a, Skindred’ов, Земфиры, Napalm Death’ов, Арии, Зверей, Ночных Снайперов etc… Я ЗНАЮ что такое качественное выступление в любом из жанров. Я ЗНАЮ как это должно выглядеть и как звучать. И я уверен, что мнение, сложившееся о каждом из участников фестиваля в Сочи, хоть и первое, но не ошибочное.