Очерк о первом альбоме Скриптонита

Автор: Всеволод Серов

Громкие альбомы всегда сложно описывать, и тем более — рецензировать. Тем не менее, этим я сейчас и займусь. Начать стоит в первую очередь с того, что, в отличие от остальных альбомов этого года, у массового слушателя просто не было представлений о том, что его ждет. Кто-то представлял себе казахский трэп, кто-то — подъездные байки с акцентом. В реальности же, слушатель получил мощный, продуманный альбом от яркого и самодостаточного артиста.

Итак, что такое «Дом с нормальными явлениями» и с чем его едят?

С первого же трека вам может показаться, что вы ничего не понимаете. Расслабьтесь и слушайте дальше. Трек «Дома» сразу же намекает: слушая данный альбом необходимо прежде всего быть внимательным к деталям.

Так, «Оставь это нам» оборачивается лучшей переработкой Джи-Фанка чуть ли не за всю историю русскоязычного хип-хопа, а «Вниз» и вовсе превращается из хаотичного набора звуков в атмосфернейший сторителлинг, превращающийся с вторым-третьим прослушиванием в сцену из полнометражного фильма.

Такой подход как минимум продлевает срок годности альбома на пару месяцев — даже незаинтересованный слушатель может обнаружить, что его всё больше затягивает этот бесконечный коллаж из сэмплов и фраз.

Вслушиваться в сценки, срежиссированные Скриптонитом невероятно интересно. Он то читает, то шепчет, то кричит — именно эта «актерская игра» добавляет релизу необходимую кинематографичность. Кошмарит ли он своего менеджера, ссорится с девушкой или убивается с друзьями — Скриптониту в любом случае хочется верить.

Треки плавно переливаются из одного в другой, а мы черпаем по-немногу из каждого, постепенно насыщаясь как текстом, так и музыкой.

К слову о музыке: по прошествии первой полудюжины треков совершенно не чувствуешь себя усталым — сказывается разнообразие как исходных стилей, использованных Скриптонитом, так и разнообразие стилей, получившихся в результате синтеза. Внезапно для всех, самый модный артист вдруг вернул девяностые, затем снова вернулся в 2015-й год и показал всем, как надо делать музыку. А затем сделал это еще раз. Помните, у Трэвиса Скотта на «Родео» была попытка актуально задействовать жесткие гитарные риффы? Так вот, в «100 Поцелуев» Адиль делает это намного роскошнее, вызывая ассоциации скорее даже с Экшеном Бронсоном, чем с протеже Канье Веста.

Тем разительнее выглядит после этого возвращение Скриптонита в суровую реальность с двойным выстрелом «Бумажки» — «Лям». «Как делать добро без капусты?» — спрашивает он, и сам же отвечает: «Никак». Логичный вывод — нужен лям. И кто после этого скажет, что Скриптонит не делает социально-значимую музыку? То-то же.

При этом получается, что Скриптонит старается не ради себя — он старается ради семьи, ради своих. На следующем треке он и вовсе «дарит стиль тем, кому до него нет дела». Справедливое высказывание, особенно учитывая, что выпускается Скрипи не где-нибудь, а на Газгольдере.

Хороший Скриптонит, плохая музыкальная сцена. Примечательно, что в первую очередь альбом оценили именно коллеги — от Оксимирона до Карандаша и так далее. Публика — как «родная», так и пропустившая весь хайп вокруг Адиля — отреагировала куда спокойнее и с явным налётом недоверия. Слишком сложная музыка или неподготовленный слушатель? Может быть — и то и другое, а может людям просто нужно время, чтобы свыкнуться с тем, что игру в этом году перевернул тот, на кого никто не ставил. И с тем, что Казахстан для России окончательно становится Канадой для Соединённых Штатов.

Последние треки «Вечеринка» и «Это любовь» звучат уже как послесловие, или даже как интерлюдия к полноценному продолжению — Скриптонит празднует успех альбома, однако реальность вырывает его в мир «барыг и быков», и снова в трэп-хате Адиль готовит новую порцию крэка, которую теперь — после выхода «Дома с нормальными явлениями» — ждут все.