Рецензия на фильм «Офицер и шпион»: антисемитизм, Франция и Полански

Сюжет фильма «Офицер и шпион» вкратце лучше всего пересказывает статья об Альфреде Дрейфусе на Википедии. Именно её хочется прочитать после просмотра ленты, чтобы всё-таки убедиться: фильм не просто “основан на реальных событиях”, а эти события пересказывает. Убедиться придётся и в том, что ни один сценарист не придумает истории трагичнее, чем судьба человека. ̶О̶с̶о̶б̶е̶н̶н̶о̶,̶ ̶е̶с̶л̶и̶ ̶ч̶е̶л̶о̶в̶е̶к̶ ̶—̶ ̶е̶в̶р̶е̶й̶.̶

За два часа хронометража ни секунды не приходится сомневаться, что находишься во Франции конца 19-го века: настолько тщательно передано настроение тех лет и настолько внимательно создатели отнеслись к мелочам (от пуговиц на фраках и повсеместных усов до конского навоза на дорогах). Вместе с этим приходит и осознание постоянства некоторых проблем: словно в нашумевшем этим летом сериале «Чернобыль», представители власти уже осознали свою ошибку, но решили утаить её от широких масс, так и в «Офицере и шпионе» власть признаёт, что могла ошибиться, но решает бросить силы не на признание вины и исправление сложившейся ситуации, а на утаение недоразумения. Герои «Чернобыля» маскировали свои ошибки в 1986, герои «Офицера и шпиона» в 1896 и страшно подумать, о чём будут снимать фильмы, основанные на реальных событиях в 2086.

Если разделить фильм на две части, то первая, которую порой хочется ускорить или перемотать, погружает в атмосферу и рассказывает будто праздную историю одного повышения: вот, новая должность, а здесь новый кабинет, это сейф, вот ключи, а вот бумажки, ещё бумажки, ещё немного, теперь фотографии. Во время потока этой, казалось бы, ненужной информации, внимание удерживает неоднозначная фигура самого главного героя: он из лучших намерений вводит изменения на недавно полученной должности, но при этом узнаёшь в нём нового начальника, который не разобравшись, хочет всё сделать по-своему; он достойный сын полка и человек чести, но спит с женой знакомого. А ещё он антисемит, но об этом он тоже сообщает в лицо иудею, обещая, что его оценка не будет зависеть от национальности подопечного. Вторая же часть, ускоряет хронологию рассказа и лавиной обрушивает привычный уклад жизни, социальные статусы и положения героев. Нам в это время остаётся всё чаще вспоминать, что история на экране не вымышленная.

В сцене, когда толпа озверевших зевак кричит на невинного, но порицаемого обществом Альфреда, читается аллюзия на самого Романа Полански: с 1977 и до сегодняшних дней, кинопродюсера обвиняют в изнасиловании тринадцатилетней девочки в Лос-Анджелесе, которая, уже будучи совершеннолетней, неоднократно подтверждала, что не имеет претензий к Роману. Согласно модной тенденции последних лет, французская и британская актрисы тоже вспомнили, что 27 и 45 лет назад, были “сексуально использованы” Поланским. Ещё один штрих к аллюзии на бессмысленность коллективного гнева добавляет тот факт, что Полански, при рождении Либлинг, из еврейской семьи. Но ведь наша оценка фильма не будет зависеть от национальности автора, правда?

Драматическое музыкальное сопровождение, армейская чинность главных героев и вес каждого слова в их диалогах заставляют думать, что перед нами разыгрывается спектакль. Потраченных на билет денег не жалко, друзьям можно посоветовать, но второй раз прийти в театр желания не возникнет. 

Оценка автора: твёрдая 7.