Как Optic Russia были новой школой

В баттле против Ди Масты немецкий рэпер Драго заявил, что вместе со Стимом он «русского баттл-рэпа отец». Безусловно, бывшие друзья были одними из первых, кто принёс в Россию этот стиль, но у них не получилось сделать его субкультурой. Никто массово не стал косплеить образ ещё не ставшего Билли Миллиганом Никиты Легостева, несмотря на его победу в самой крупной на то время онлайн-битве на hip-hop.ru.

Спустя несколько лет на русской хип-хоп сцене появляются еще более колоритные баттл-рэперы, которые называют своё творческое объединение «Рэп Войска». Царь и Первый Класс, в отличие от Драго и Стима, отличались необычайной жестокостью в свои текстах для середины нулевых, чем и зацепили огромную аудиторию. На их фоне матерные частушки от «Красной Плесени» или «Сектора Газа» казались детским садом.

«Молодежь так разговаривает на улице. «Я ебал твою мать» здесь это нормально. Мне надо, чтобы музон качал и текст бил по морде, как боксёр на ринге» так охарактеризовал свою музыку Ваня Царь в интервью для НТВ. Их совместный альбом с Классом «Твою Мать» стал культовым для русского рэпа, породив в России новую парадигму сознания.

Позже к коллективу примкнул Шокк, который прославился благодаря бесчисленному количеству диссов на всех русских рэперов. Не было исполнителя, оставшегося без порции оскорблений от Бамберга. Опять же, это не было характерным для русской рэп-музыки тех времен. Те же Класс и Царь посвящали свои тексты абстрактным оппонентам, тогда как их товарищ рассчитывал на реакцию вполне конкретных людей.

В Германии они не были одиноки в своём начинании. Множество русских переселенцев взялись за микрофоны и уподобились жанру автора альбома «Хуй в Рот Стиль». Самыми заметными после «Рэп Войск» была группа Ginex, коллектив Syndikat и отдельные эмси типа Торка, Бухого, Максата. Никто из них в настоящее время не занимается музыкой. По крайней мере, с прежними намерениями и амбициями.

Под конец «нулевых» годов русская хип-хоп диаспора в Германии обрела огромные масштабы, что проявилось в их популярности по всей Европе. В это же время, один из известнейших немецких рэперов Kool Savas создавал под своим брендом иностранные комьюнити, монетизируя их музыкальные сборники, мерч, выступления. Некий аналог российского Black Star, только в меньших масштабах.

Под руководством Кул Саваша был только швейцарский филиал, но муж его сестры, рэпер I.G.O.R., предложил запустить проект с русскоязычными эмси. Легенда немецкого хип-хопа дал добро, причём приняв участие в одном из треков на сборнике Optic Russia. Суть этого сообщества заключалась в том, что оно включало в себя русских мигрантов, которые спустя года сошлись с земляками на одном релизе.

Список участников был довольно разношерстным, причём большинство из них находились в открытом конфликте, как например Шокк со всеми остальными. Тем не менее, это не помешало команде выпустить два сборника «New Russian Standart» и «Приятного Аппетита».

Оба дропа выглядели уникально для русского рэпа: чего-то подобного на русском тогда ещё просто не было. Около десятка исполнителей вымещают всю свою агрессию под биты, хотя для разнообразия там были и сторителлинги вроде «Пламя” от Стаса или «В Говне” от Оксимирона. Последний, кстати, благодаря коннекту с немецкими рэперами неплохо похайпился на российскую аудиторию, вкупе с баттлами на хип-хоп.ру.

Десять лет назад новая школа русского рэпа была именно такой. Сейчас это обыденно. Тогда это было нонсенсом, которому пророчили сдохнуть в подвале маргиналом. В 2018 году этот стиль трансформировался в оффлайн-баттлы, которые собирают миллионы просмотров, а селебрити шоу-бизнеса мечтает попасть в список жюри. Можно провести множество аналогий. Например, а существуют ли сейчас в российской хип-хоп среде новаторы? Взглянув на популярного нью-скульного Гон Флада, вряд ли можно найти отличия по смысловому наполнению от его “предков” в цепочке развития рэп-индустрии. Безусловно, исполнитель звучит более свежо и новомодно, за что респект звукорежиссеру и битмейкеру. Всё остальное старьё.

Канал автора: t.me/bangerru