Выражение «Гуф умер» распространилось среди интернет-аудитории настолько, что стало чуть ли не главным событием последних двух лет в жизни самого Гуфа. По словам А. Долматова он способен писать лишь о том, что происходит непосредственно в его жизни. В таком случае, мы должны поблагодарить рэппера за то, что по крайней мере не назвал свой новый альбом «Гуф жив».
0/ Чтобы не было вопросов
В данной статье я бы хотел рассмотреть феномен «смерти Гуфа» и некоторые его следствия исключительно в контексте хип-хопа. Меметический аспект этого явления я не затрагиваю. Теорию о PR-ходе не обсуждаю. О распаде группы Centr ниже ничего нет. При сравнении артистов во внимание принимался в первую очередь аспект качества, которое выявляется относительно художественной ценности в рамках рэп-жанра, а не относительно «баттловых» критериев оценки рэпа.
1. Штаны Гуфа
Нынешний русский рэп, который котируется продвинутыми студентами техникумов в тазах, покуривающими по выходным твердый (большинством электората то есть), целиком вышел из штанов Гуфа, будто поколение Достоевского из «Шинели» Гоголя. Но кому какое дело до былых заслуг. Футболисты, которых еще вчера носили на руках, втаптываются в грязь после первой же осечки. Талантливого режиссера, снявшего проходной фильм для заработка денег, обвиняют в предательстве. Наш потребительский менталитет не обошел и хип-хоп.
2. Гуф как агент коммуникации
Правда Гуфа сегодня мало кто материт. Пиздеть на него уже просто всех заебало. Периодически кое-где, кое-кто упоминает некоего «мертвеца», но это уже дань даже не моде, а сложившейся культуре. В массовом сознании, если не народном, то интернет- (в пределах известной области интересов), Гуф уже, само собой разумеется, говно и эта точка зрения не подлежит пересмотру. Он стал противоположностью всему новому и свежему (мертвец, хули), символом недалекости слушателя. «Тебе не нравится группа «Пидоры в рейтузах»??? Сука, иди Гуфа слушай, пидор!»
3. Интеллектуальная мода
Вся эта ситуация с ненавистью к Гуфу, поднявшейся из глубин андеграунда и затопившей солнечные берега мейнстрима, чтобы затем стать ехидным презрением, есть прекрасный пример того, как сообщество вводит в заблуждение само себя. Причем наебка начинается, как всегда, с того, что явление, зародившееся в прослойке интеллектуального меньшинства, интерпретируется большинством неверно. Именно неверная трактовка воспринятого большинством явления наводняет медиа-пространство. В итоге уже интеллектуальное меньшинство воспринимает данное явление в трактовке масс. Именно это и произошло с выражением «Гуф умер». Люди сами себя убедили в примитивности рэпа с ZM.
4. История непонимания
На днях тут, непринужденно стоя под дождем в очереди на концерт одного известного космополита, я встретил околоabstract знакомых. Разговор зашел как всегда о политике. Начали перечислять пиздатых ребят, когда дело дошло до Гуфа (а до него быстро дошло), парни посмотрели на меня с насмешкой и презрением. «Так ты любишь Гуфа, да?». Я набрал воздуха в грудь, изобразил праведный гнев…
«Ну да, я считаю Гуф крутой, а чем он плох?». «Я не люблю, когда текста ни о чем», — отвечает мне собеседник. Я не стал цитировать Шона Прайса¹, а просто разбил ему ебало. Нет, на самом деле я потупил глаза в пол, простоял в заднем ряду на концерте, выпаливая Луперкаля в каждом втором лысом на максах, а потом пришел домой и написал обиженный пост. Нет, снова не то что-то.
5. Генезис выражения
Генезис фразы «Гуф умер» туманен для большинства пишущих и произносящих эти два слова. Сложно установить фактор, который стал решающим в выражении ненависти к самому популярному рэпперу в интернете (2009). Безусловно тут сыграл роль и сам Гуф, который на альбоме Дома довольно много говорил о собственной смерти²; и желтая пресса, вместе с теми, кто распространил скриншот новости о смерти Гуфа с фэйковой ленты.ру; и поклонники Гуфа, которые выражали фразой «Гуф умер» свое субъективное мнение о символической смерти Гуфа как исполнителя. Волна последнего явления, поднялась после выхода альбома Баста/Гуф, который не раскритиковали только гиганты, вроде рэпру. Редакция этого сайта назвала альбом лучшим в 2010, в год выхода Пока кое-кто умер и Вечернего Челябинска, ставших классикой хип-хопа в поколении, привлеченном в рэп успехом в т. ч. и Centr’a. В то время как коммерчески успешный Баста/Гуф стал классикой лишь в деках дальнобойщиков и плейлистах восьмиклассников. Выходит, что критика, обрушившаяся на Гуфа, была абсолютно оправдана? В каком-то смысле да, но она никогда не имела отношения к альбомам Город дорог и Дома.
6. Мифы
Есть несколько мифов о Гуфе. Например, миф о том, что у Гуфа нет флоу. Или миф о том, что его тексты бессмысленны. Зачем мне разбирать эти детали, если объективное прослушивание двух его первых альбомов выявит и флоу, и наличие не только какого-то абстрактного «смысла» а-ля Смоки Мо, а вполне реальные, ярко описанные, неизменно задевающие истории. И не о каких-то гангстерах, а о живых людях. Это вам не даблраймы по помойкам собирать.
7. Борцы за смысл
Первые два альбома Гуфа сделаны талантливо. Более того, они сделаны человеком, знающим свое дело. Дело не в везении и не в случайных факторах. Тем не менее многие слушатели более прогрессивного по форме хип-хопа утверждают, что Гуф бездарен. Но среди хулителей ZM еще больше тех, кто, не понимая ничего в форме, заявляют главной ценностью «содержание».
Они пришли в хип-хоп, начитавшись литературы и поэзии, и требуют от рэпперов делать экзистенциальные бэнгеры и символистские рэп-баллады. Забавно, что для таких людей аллюзии на Кафку или Кортасара это предел мечтаний. И ради достижения этой вершины они готовы обозвать хип-хоп Гуфа бессмысленным, хотя он всего лишь не сдобрен порцией псевдоинтеллектуального подзалупного творога, которые они бездумно жрут на завтрак, обед и ужин. Друзья, я тоже хочу, чтобы рэпперы были начитанными и образованными, но давайте оставим европейскую литературу и поэзию там, где она есть, а вас отправим вслед за ней.
8. Смена поколений
Квазиинтеллектуализация масс, происходящая вследствие сильнейшего расширения информационных каналов, происходит и в рэпе. Или очень скоро произойдет. Группа Centr, разбираясь в своей теме и делая крутой рэп про «мутные замуты», породила волну хуевого рэпа на ту же тематику. Если Oxxxymiron, скажем, добьется народной популярности, то с рэпом произойдет что-то похожее. Что ж, по крайней мере можно будет посмеяться. Вообще медийное «умерщвление» Гуфа и взлет Oxxxymiron’a — это процессы, если не обсусловленные друг другом, то, по крайней мере, связанные косвенно. Развитие происходит через отрицание нынешнего. Правда, в данном случае «нынешнее» ничем не хуже того, что приходит ему на смену, во многих аспектах даже лучше. Породит ли популярность мироновского рэпа 4-5 крепких исполнителей, которыми можно будет заменить ТГК, the Chemodan, ОУ74 и Рем Диггу? На мой взгляд — нет. Почему — это уже совершенно отдельная тема, требующая должного обоснования.
9. Ожидание альбома
Подводя итоги, можно синтезировать следующее. «Гуф умер» — порождение затуманившегося массового сознания, стереотипов, предрассудков, а также разочарования в Гуфе и зависти к его «несправедливому» успеху. Остается только ждать альбома, гадая чем он обернется — распятием, воскрешением или, может, похоронами. На этот раз настоящими.
Примечания:
1 —»Niggas used to rhyme ’bout nothin
I rhyme ’bout nothin’ and sound like Satan».
Sean Price —Boom Bye Yeah [Monkey Barz].
2 — «Снизу асфальт, сверху облака
Когда-нибудь все будет наоборот, ну а пока…»
Guf — Больше Стаффа [Дома]
«Мне сверху видно все, ты так и знай…»
Guf — Сверху видно все feat. Tandem Foundation [Дома]
Статья отличная…Но очень странное сочетание «умных» слов и мата у автора вводит в легкую неловкость при чтении (хотя местами действительно мат в тему)…
Мнение: Тут бесспорно стоит учитывать вкусовые предпочтения слушателя, кому что угодно тот то и слушает…Так же стоит учитывать то что в «тазиках» единицы будут слушать Окси, в большинстве играет то что не напрягает и имеет более «попсовый» мотив, отсюда получаем успех Баста/Гуфа…Про популярность Гуфа, пожалуй тут все упирается в сравнение и/или сопоставление себя самого с автором строк (Гуфом), если я как слушатель нахожу общие интересы/мысли и тд. или схожие действия/ситуации и тд. то соответственно исполнитель мне нравится…И вот в этом и заключается вся соль, ибо, в строках Окси я общего с собой не вижу не чего, и даже видеть не хочу…))) Россия большая страна и вряд ли стоит кому то рассказывать какая жизнь у большей части населения, Окси далек от общей массы со своим образом, Гуф явно более в выигрышной позиции раскрывая себя слушателю как обычного человека с ошибками, вредными привычками и проблемами…Надеюсь моя общая мысль ясна…Всем мира, и слушайте то что Вам самим в кайф,а не то что Вам навязывает общество или маркетинг!…
Полностью согласен про Гуфа. Просто ближе и все:)
Помню еще в школе, когда только прошёл пик популярности Децла, вдруг все начали талдычить, все как один «Децл лох». Это тот же результат взлёта артиста и огорчения его последующим творчеством (а также пресыщенностью его фигуры в масс-медиа). От любви до ненависти, как говорится, один шаг…
Статья хорошая, но очень много «но». Мат абсолютно ни к месту, перенасыщения «умными словами» — не делает эту статью умнее или хоть на толику интересней, становится только сложнее читать и воспринимать, особенно трудно, когда отдельный абзац начинается со слова «Квазиинтеллектуализация». Первое слово должно быть лаконичным и понятным. После каждого такого абзаца хотелось, просто дропнуть статью, но написано в целом очень интересно, это и заставляло читать дальше. Смысл — 4+, стилистика 3-
ну кто вам виноват что вы таких элементарных слов и терминов не знаете, надо было книги читать и умнеть а не рэп слушать и наоборот как говориться
м, все слова в статье я понимаю, но статья от этого легче не читается.элементарные правила стилистики