Подземный якорь русского рэпа

Автор: Дмитрий Стаханов

Андерграунд, подземка, подполье – у данного феномена много названий. Нет, речь не пойдет о том, «за кем стоит андерграунд». Считается, что это – рэп, противопоставленный остальной массе своего жанра, своего рода альтернатива мейнстриму. Часто поднимаемые темы в треках: секс, наркотики, бедность, алкоголизм, религиозность, маргинальность. Также сюда относится так называемый «абстрактный хип-хоп». Принципиально подземный хап является неким антиподом в рэпе, но, в общем, является антикультурой. По нынешнему состоянию – довольно немейнстримная вещь, редко увидишь такого рода «творчество».

Характерные черты: общая идейная бессмысленность трека у большинства представителей, неумение или нежелание попадать в бит, простейшие рифмы, если таковые конечно вообще имеются, и построение строк, откровенно ужасная запись. Данного рода недоразумение можно сравнить с «современным искусством», где главное сделать что-то с хаотичным набором предложений, а слушатели уже сами найдут в этом глубокий смысл.

Слушатели – подростки и студенты со «сложной жизнью», желающие выделиться своим музыкальным вкусом и самим существованием. Забавно то, что даже такого рода явление сбайчено, впрочем, ничего нового.

Но настоящее лицо андера лживее политиков. На деле существует две ветви андерграунда: формальная и действительная. Изначально сам рэп был подземным, так как остальная музыка его не котировала. Позже, когда рэп стал популярнее и начал транслироваться по ящику и радио, все же оставались действительные “подземные рэперы”, которые были неплохими исполнителями, но не имели известности. Однако, появились и исполнители, что массово противопоставляли себя всему рэпу по необычному содержанию треков. В России же такое явление переросло в нечто формальное и некачественное уже по исполнению. Так вот, формальное “подполье” – та самая подземная тусовка «неформальных исполнителей», что кладут на качество. Действительный же представляет собой пласт исполнителей, которые не имеют своей устойчивой аудитории, новички и ноунеймы.

Отсюда можно сделать некоторые выводы. Во-первых, люди, что дают хотя бы несколько выступлений в год или же просто зарабатывают на безбедную жизнь своим творчеством не подземные. Во-вторых, многие представители “подземки” лишь не могут соответствовать в качестве творчества, что проявляется в ужасном флоу, квадратных рифмах, отсутствии индивидуальности.

Все больше людей хотят показать свое незаурядное мнение в рэп-творчестве, но, чтобы быть хорошим исполнителем, нужно постоянно натачивать скиллзы и работать над своими мыслями. Однако, существует путь проще: записать криво на часто ворованный бит, не сводить и не производить мастеринг трека. Даже с таким явлением можно было бы мириться и слушать, если бы темы творчества действительно были бы альтернативными, но уже многие более-менее известные артисты подают некоторую аморальность и относительную нестандартность, мол » я сам себе хозяин и делаю, что желаю».

Искусство и любого рода творчество обязано быть на две ступени выше общества. На фоне всей ситуации можно смириться с тем, что зафоршенный и хайповый околорэп часто является казуальным продуктом для потребления. Общество этим питается, продюсеры и артисты делают на этом деньги, это нормально. Но создавать откровенно ужасные продукты под предлогом альтернативной и свободной точки зрения зашкварнее, чем неймдроппить панчлайнами через «тире» или панчить по восемь строк. Объективно андерграунд находится на те самые две ступени ниже общества, что, несомненно, ведет к ухудшению контента.

Но есть ли огромные отличия в форсированном рэпе и формальном андерграунде? Принципиально их не существует, достаточное количество именитых артистов создает музыку ужасного качества с текстовой стороны, в которую, несомненно, входит и смысловая составляющая. Представители первой группы всего лишь имеют отличный продакшн, бэк-вокал и лайтовость композиций. Фактическая же разница проявляется в механическом качестве музыки, маркетинге и рекламе продуктов. Таким образом, выходит, что формальное подполье просто захватывает себе новую прослойку общества, что превосходно в плане бизнеса и довольно своевременно, ибо поколения меняются и новым идиотам нужны новые идолы.

К слову, сам андерграунд-продакшн явяется хорошим прикрытием для недалекости творческой мысли, ведь можно легко скинуть любую неудачу или же непринятие откровенно ужасного творчества на ироничность и сарказм в треках. Вообще, скидывать все свои неудачи или непонятные влечения в творчестве на какие-либо другие внешние факторы, будь то «шуточная» направленность или «эксперименты», является действительной русской панацеей.

Но почему же формальный андерграунд является проблемой для всей индустрии? По причине усложнения дороги действительно талантливых исполнителей к какой-никакой, но славе. Мало того, что сам “подземный рэп” является болотом и откровенно дегенеративной и тупиковой ветвью русского хип-хопа, так он еще и топит всех исполнителей. Со дна не всплывают как те артисты, что выбрали своей дорогой мостить их никчемные мысли путем ужасного контента и представлением себя как «не такого, как все, плюющего на каноны», так и перспективные исполнители, что просто не могут выбить себе аудиторию для дальнейшего продвижения. Безусловно, это также и проблема самих новых артистов данного направления. Вторая сторона медали – медленное ментальное утопление аудитории в трясине безыдейного бормотания мимо такта.

Забавно, что многие “формально подземные” исполнители считают себя трушными. Видимо, “быть настоящим” — значит, вопить об андерграунде и рубить наличку с концертов, выступлений и мерче. “Быть настоящим” — значит, заявлять о подполье, но иметь армейку тупых фанатов. “Быть настоящим” — значит, врать без умолку.

И что же мы имеем? Печальную картину нынешних “истоков” русского рэпа. Современный русский формальный андер – желание творить, но не работать над своим творением для легкого дальнейшего (возможно коммерческого) использования. Действительный же андерграунд – безызвестные исполнители, которые также могут создавать низкосортный продукт. Насколько плохо это явление и стоит ли пользоваться изначально нескрываемо плохим творчеством, каждый решит для себя сам.