Привел русский хип-хоп на запад

«Талантам надо помогать,
Бездарности пробьются сами
»
Лев Озеров

Второй по счету альбом Скриптонита плавно перекочевал из «самых ожидаемых  русскоязычных релизов — 2015» в «самые ожидаемые русскоязычные релизы — 2016». Ценности своей он при этом не потерял, а даже напротив, подогрел всеобщий интерес к будущей пластинке; ведь Адиль задал высочайшую планку своим первым альбомом, явил публике не просто очередного «горячего новичка», а настоящего, уже сложившегося артиста.

И речь в этой статье пойдет именно о дебютной пластинке музыканта — о «Доме с нормальными явлениями», а если быть ещё более точным — о том, почему именно Скриптонит и «Газгольдер» ответственны за резкий подъем качества рэпа на русском в конце 2015 года.

Вспомним (благо, что это было это не так давно) всю плеяду мощных ноябрьских альбомов ‘15 года. Среди них — «Марабу» ATL, «Дом тысячи сквозняков» Хоруса, безусловно, самый нашумевший релиз «Горгород» от Оксимирона, а также пластинка Гуфа «Ещё». Почему же среди этих работ альбом Скриптонита несет наибольшую значимость для культуры? Чтобы ответить на этот вопрос, сравним «Дом с нормальными явлениями» с остальными вышеперечисленными релизами. Конечно, сравнивать мы будем не само содержание альбомов, не какой-либо творческий аспект, но будем сравнивать условия, в которых артист работал над своим творением.

Так, упомянутые музыканты имеют за своими плечами уже не один сольный релиз, каждый из этих авторов постоянно дает концерты, собирая полные залы, каждый занимается выпуском своего мерча, который также охотно скупают. Хорошо видно, что все они уже давно получили признание и нашли свою целевую аудиторию, которая, к тому же, оказалась довольно большой. Следовательно, эти люди уже смогли обеспечить себя благодаря своей музыке, они успели накопить достаточно средств для записи, сведения, мастеринга своих работ и т.д.

А что же Скриптонит? Обычный парень из Павлодара, записавший сравнительно небольшое количество песен и выпустивший пару клипов, вдруг снимает видео, ставшее его путевкой на лейбл к Басте, второму главному герою этой статьи. Итак, клип «VBVVCTND» по счастливой случайности видит Василий Вакуленко и после недолгих раздумий и обсуждений берет нашего героя на «Газгольдер», одно из крупнейших творческих объединений в русском хип-хопе. И здесь происходит всё «волшебство»: лейбл обеспечивает Адилю все условия для создания альбома, регулярно выплачивает ему «зарплату» и, в целом, никак не влияет на ход работы над релизом. В итоге мы выводим формулу:

Талантливый артист + Обеспечение работы талантливого артиста — Вмешательство в работу талантливого артиста = Лучший релиз в жанре

Действительно, ведь авторы остальных сильных альбомов ноября долго шли  к столь сильным релизам, усердно работали, зарабатывали признание, а только потом уже деньги для того, чтобы спокойно взвесить каждое слово, продумать каждый музыкальный ход на пластинке, не отвлекаясь на бесконечные туры и концерты, не подгоняя себя какими-то сроками и дедлайнами.

А теперь представьте, что было бы, если бы помимо Газгольдера лейблы так же вкладывались в молодых артистов. Если бы так же обеспечивали им условия, в которых они могли бы заниматься исключительно творчеством, не беспокоясь о том, на что жить, где записаться, где найти на всё деньги молодому человеку без богатых родителей, имея при себе лишь чистый талант. Именно к случаю со Скриптонитом мы должны относить выражение «перевернул игру» или знаменитую цитату уже упомянутого выше Мирона Федорова «привел русский хип-хоп на запад». И привел его здесь не Скриптонит, чьим талантом все уже успели восхититься, а именно Василий Вакуленко, Баста — человек, показавший всему русскому хип-хоп сообществу, что лейблы действительно необходимы молодым артистам. Тут же вспоминается спор, завязавшийся между многими хип-хоп артистами в конце ‘14 года, когда одни говорили, что лейблы не нужны, а другие — что нужны. Вот мы и видим спустя год ответ на этот вопрос в формате 18 песен, объединенных общим названием «Дом с нормальными явлениями».

И теперь мы можем смело утверждать, что уровень жизни населения и экономическая ситуация в стране сильно влияет на её культуру (в нашем случае — на хип-хоп). Недаром уже многие русские артисты, рассуждая о том, почему наша музыка уступает западной, говорили об отставании России в экономическом плане. Ведь до сих пор молодых талантливых артистов практически некому поддержать, а сам молодой человек в погоне за деньгами, за средствами к существованию не может полностью посвятить себя творчеству, дабы выдать в итоге наилучший результат.

Автор: Алексей Топчий