Рецензия: Влади "Несусветное"

Источник: rapsodos

С момента выпуска первого сольного альбома Влади из Касты прошло десять лет вплоть до того момента, пока появилась, долгожданная для многих, вторая его сольная работа. Третий же релиз ждать пришлось не так долго, «Несусветное» увидел свет 14 марта 2015 года.

Чего ожидать от этой пластинки изначально было не совсем ясно, как неясно было в свое время, что будет на «Ясно», но вот внимательного слушателя уже потоком захватывает интересный промо-проект под названием «Владистория» и несет прямиком к заветной для многих дате — дате выхода нового релиза.

Попробуем представить, что никогда и не было всего того, что предшествовало выходу крайнего релиза, не было «Трёхмерных рифм», не было «Что нам делать в Греции?», не было даже «Были в глаза». Перебирая в голове некоторые композиции, представить это удается вполне отчетливо, не так ли? Но на Землю из облаков слушателя-фантазера мигом спустит вниз врывающийся троянским конем трек «Люблю это место», выпущенный в той самой, полюбившейся очень многим, каноничной манере Касты. Именно эта песня в самом начале вызвала наибольший резонанс, ведь остались еще те приверженцы классики, кто хотел бы видеть творчество Владислава таким, каким оно было, скажем, в 2002 году. Но первое впечатление, как заведено, обманчиво и альбом оказался совершенно не похожим на свою первую ноту.

Если говорить о похожести, то к «Несусветному» это понятие неприменимо в принципе, тематика треков разнится настолько сильно, что стройную картину составить будет весьма проблематично. В этом есть свои плюсы и минусы. Пожалуй, стоит начать с того, что единого тона на новом альбоме уже не сыскать, впрочем, это закономерно. Сам Влади еще в интервью для журнала «The-Flow» упоминал, что часть материала уже существовала на момент возникновения идеи о выпуске нового сольного альбома, соответственно ранее написанные песни могли иметь и имеют кардинальные отличия от написанных в момент активной подготовки релиза. Но если единый тон все-таки отсутствует, то нельзя не обратить внимание на то, что некоторые песни все же имеют между собой некоторое сходство, например «Потому что» и «Это был прогон». Казалось бы, чем одна похожа на другую, но если сопоставить эти разноформатные нарративы об иллюзорности и неуловимости чувств, то можно наблюдать вполне четко различаемую параллель между этими двумя композициями. Примерно из таких незаметных с первого взгляда параллелей, сравнимых с тонкими, но прочными, нитями паутины, и построены сходные черты и образы альбома.

Сила «Несусветного» в его разноплановости, из 12 песен каждый найдет для себя то, что привлечет его внимание наиболее сильно, но, скорее всего, какая-то другая часть материала станет попросту «проходной». Возможно, этот альбом слишком сольный, его внутренний субстрат ничем не разбавлен и достаточно сильно концентрирован, что может грозить надоеданием. Здесь то и становятся заметны некоторые намеки на монотонность, если в текстовом лейтмотиве альбома разнообразие повествований бьет ключом, то в форматной его составляющей присутствуют повторы, заключающиеся на постоянном использовании одних и тех же характерных особенностей подачи исполнителя. С одной стороны это можно расценить как классические и неустаревающие приемы (на то они и индивидуальные фишки ведь!), но с другой стороны это может говорить о том, что прорыва все же не свершилось, как это произошло с предыдущим сольным альбомом Влади.

Мы пришли к выводу о том, что целостного настроения на релизе не просматривается, но теперь требуется разобраться более детально в сильных сторонах «Несусветного». Стоит отметить, что в альбоме подвергнуты осмыслению и разбору достаточно серьезные и насущные вопросы, например, проблемы современного потребительского общества (песня «Карго-культ»). В ней путем проекции Культа карго как явления на образы жизни населения становится заметна постоянная людская погоня за внешней атрибутикой и стремление казаться тем, кем мы не являемся по своей сути: «Мы делаем ставку на сходство в поступках», а также вера в мнимые идеалы: «Кто-то верит в Бозон, кто-то верит в сон / Кто-то верит, что спасен, кто-то сразу во всё».
Треки, позитивные и легкие по своему настроению, сменяются более глубокими. Бытовые зарисовки и воспоминания — «Это был прогон», переходят в совершенно безумные, в хорошем смысле этого слова, и необычные по своим идеям, песни — «Сбежать, умереть и воскреснуть», — если кратко, то общую суть можно выразить так: на основе миниатюры с незапланированной пробежкой в десяток километров рождается фабула с подначивающей заявкой на то, что стоит все-таки попробовать выбраться из зоны комфорта и начать движение вперед, превзойти и обрести нового себя.

В этот же ряд можно поставить композицию «Чемпион мира», здесь Влади подхватывает слушателя и поднимается настолько высоко, насколько это возможно — до масштабов Вселенной, и с этой высоты уже наглядно демонстрирует масштаб проблемы рядового жителя планеты Земля: «И никаких не может быть проблем у тебя, парень / Всё это — вымысел, всё это между полушарий».

В более глубоком по своему смыслу треке «Потому что» повествуется о феномене эфемерности такого чувства, как любовь. Так в чем же заключается этот феномен? Ответ у каждого будет свой, а кто-то и вовсе уйдет в раздумья, затруднившись дать пояснения: «Объяснять без толку, все слова здесь чужды / И нам придется только верить, потому что…». Интереснее будет обратить внимание на следующее: «Почему? Потому что в этом тоже ты / Чего нет в тебе, тому не произойти», — возможно, Влади склонен считать, что все происходящее с индивидуумом в течение его существования заложено в нем изначально, что течение судьбы не предполагает случайностей, т.к. все уже было предрешено.

Поведает о личных выводах, а также моралях доброты и понимания композиция «По-хорошему». Песня повествует о не самых лучших сторонах Влада, проявляющихся при его стремлении добиваться от людей желаемого результата. В связке с ней сосуществует и дополняет ее «Зеркало» — наполненный до краев положительными эмоциями и ранее выпущенный в виде сингла трек, метафорическое зеркало является отражением субъективной реальности главного действующего персонажа — исполнителя.

В глубинах осознания приходим к потрясающей работе под названием «Механизм иллюзии». Выдуманная автором или существовавшая в действительности история о человеке, пытавшемся ответить на вопросы жизнеощущения. Но если появилась идея для композиции, значит, и сам Влад пытается осмыслить различные аспекты восприятия окружающего мира, пытается смотреть через разные призмы. Мы можем предположить, что эта история есть материальное воплощение собственных мыслей автора. Самая сложная к пониманию песня с альбома оставляет после себя серьезные вопросы для размышления, а также предполагает развитие этой тематики в дальнейшем.

Нельзя не обратить внимание на яркую и насыщенную инструментальную составляющую «Несусветного». Большая заслуга, по словам Влади, принадлежит битмейкеру Саше JF. Над музыкой работал и сам исполнитель, также приняли участие Валера Sound Bro, Арстарулсмирус, Olim. Вообще, звучание альбома может похвастаться большим разнообразием, вот здесь течет спокойный гитарный мотив, но неожиданно он сменяется современным импульсивным битом, а затем и вовсе происходит слияние всего этого в единый лаконичный пейзаж («По-хорошему»). Использование различных звуковых и голосовых эффектов в сочетании с классическими приемами добавляет красок, делает сам альбом очень запоминающимся для уха. Разноплановые инструменталы создают определенную атмосферу каждому треку и делают его совершенно не похожим на последующие и предыдущие. Работая в сольном режиме, артисту, как правило, непросто достичь многогранности в звучании, с небольшими недочетами, но Владу это сделать удается.

Быть может, это даже и к лучшему, что альбом почти полностью записан самим Владом. «Несусветное» сделан так, как того хотел сам автор и сделан он вопреки всем недостаткам хорошо и качественно. Это релиз не юнца, но взрослого человека, он не заявляет о себе на весь мир, не кричит, ему этого и не требуется, он и без этого способен доказать свою состоятельность и актуальность.

Исполнитель говорит так: «Чем дальше, тем меньше я буду похож на Касту», — на деле так и происходит, впрочем, данная тенденция сложилась еще со времен выхода альбома «Ясно». Сейчас все стало еще серьезнее, и остается только догадываться что же будет дальше, услышим ли мы новые песни о поиске себя или артист повернет в иное, еще более неизведанное, русло. Выход из старых шаблонов ради поиска чего-то нового и эксперимент над собственным творчеством — это всегда большой риск, в случае с Влади этот риск оправдан.
«Отбросим все иллюзии в отражении, включим эфир где-то там, где люди и чувства, а фокус уведем вовне».