Рецензия: Centr «Система»

Рецензия на третий альбом группы Centr в золотом составе от редакции VSRAP.

Даниил Осипенко

Сейчас русский рэп из давно надоевшего, унылого и затхлого “вчера” широкой и уверенной походкой шагает в прекрасное “завтра”. Однако, наше “сегодня” — субстанция неоднозначная и, мягко скажем, очень странная. Иногда как бабахнет по темечку приятным ароматом чарующего будущего, что аж жить захочется… А потом обязательно все вернет на свои места и поспешит остудить пыл шквалом зловония из мусорного бака прошлого дня. Мы можем учуять эту вонь во многом: в засильи модных полупокеров, бесконечно скачущих по сцене и верещащих бессвязную и нелепую чушь; в техничных панчерах, которые, по своей сути, всего лишь скрывают за рифмованной грудой панчей лишь свою узколобость и отсутствие оригинальной мысли; в конвульсиях бедной “игры”, которую уже вывернуло наизнанку от вечных попыток ее перевернуть.

В такое время говорить о величии группы CENTR даже как-то неудобно: засмеют же. Панчеры скажут, что ребятам не хватает колких и остроумных строчек — что там говорить о рифмах? Полупокеры освистают и хором осудят парней за отсутствие стиля, а “перевертуны” упрекнут трио за то, что релиз лишен чего-то нового.

Но знаете, что? Идите в жопу. Новый альбом группы CENTR смотрится намного живее, бодрее и интересней, чем большинство блеклых русскоязычных релизов за последние несколько лет.

Старички дают жару на модных битах, вспоминают былое, издеваются над молодежью, пожинают плоды своей сольной деятельности — в общем, творят все, что им заблагорассудится. Замечательный, полноценный и энергичный альбом.

Относиться к троице можно по-разному. Совершенно же, однако, глупо отрицать, что рэп на русском начался с них. След, который каждый из участников коллектива оставил по отдельности, тем более сложно недооценить. Какими бы они ни были, но уважение культуры они заслужили абсолютно точно. Если для вас последовательность имен из Слима, Гуфа и Птахи — пустой звук, то должно быть, вы совсем не понимаете, на чьих плечах стоит русский рэп.

Несмотря на уважение к этим персонажам, альбом, тем не менее, не идеален. Со времен “Эфира в норме” всё очень здорово поменялось: тогда казалось, что Алексей Долматов — настоящий фронтмен CENTR’a, солист группы, а Давид и Вадим — так, по бокам. Сейчас дела обстоят совсем иначе. Исполнители поднаторели в сольном творчестве и вектор развития теперь задает совсем другой человек.

Самым техничным, трендовым и мощным исполнителем внезапно стал Слим, который прекрасно (по сравнению с товарищами) рифмует и читает. Каждый его куплет точно соответствует названию и формирует основную линию содержания.

мц вадим

Птаха выдает отличные хуки, порой неожиданно плотно стелит и более-менее текстово соответствует сути трека.

Гуф в этом смысле сильно разочаровывает. Во время прослушивания пластинки складывается ощущение, что Алексей подошел к работе спустя рукава. То ли он слишком сконцентрировался на сольном творчестве (да так, что немного подзабил на коллективный альбом), то ли просто разучился работать в команде. Куплеты Леши в большинстве треков звучат совсем не к месту. Слишком много про себя, слишком много не по теме. Тем не менее, Гуф сохранил свою самобытность и чувство стиля — этого у него не отнять.

Пожалуй, нецелостность команды — самый большой минус “Системы”, но плюсы очень плотно перекрывают даже этот серьезный недостаток.

“Интро”, состоящее из компиляции комментариев про группу с различных музыкальных мероприятий и премий, вызывает добрую ностальгию и настраивают на триумфальное возвращение троицы. “Аутро” отлично раскрывает суть альбома. Треки “Порося”, “По плану”, “На таран”, “Красный” вызывают дикий восторг, прекрасно показывая, что исполнители не утратили былой запал и юмор, а помимо этого прекрасно чувствуют современные тренды, неплохо зачитывая под нью-скульные биты.

Удивительно, что те композиции, где исполнители пытаются вернуться к истокам, вроде романтики “дворов”, не звучат совсем, хотя по идее, должны взрывать. “Нюни 2”, например — не вызывают даже сотой доли эмоций от первой части. Отдельно, хотелось бы выделить стильный “модный скит”, где ребята простебали современные качёвые хуки и некоторых исполнителей.

Все-таки, в модной обработке CENTR звучит намного мощнее и свежее. Будем надеяться, что следующий альбом будет таким же. “СИСТЕМА” — прекрасный, сильный и взрывной камбэк легендарной группы.

ОЦЕНКА: 7,9 из 10

Эдик Долгополов

“Мы как большая заноза в заднице у русского рэпа”

Вы осознаёте, что произошло? Не ожидавший от Центра хоть сколько-нибудь годного материала, я хлопаю в ладоши от радости, слушая, как легко и непринуждённо, самобытно и очень бодро звучат парни. Альбом выстрелил не так сильно, как сольник Гуфа или Скрипи, это скорее подарок остепенившимся слушателям, для которых он всегда будет уместным и своевременным. Набирает обороты действительно большой игрок, с усмешкой смотрящий на заумный и помодневший рэп. Годы оставили позади наивность, глупость и ужастики про наркоту: теперь есть лишь харизма, бунт, а ужастики они теперь рассказывают про самих себя.

Для тех, кто привык к сложным тройным рифмам, кричащим припевам и прилизанному продакшну, это будет просто альбом старых ворчунов, где каждый написал по куплету о своём, мало-мальски придерживаясь темы треков.

Для тех же, кто принимал по ИК-Порту “Свадьбу”, “Зиму”, “Город дорог”, “Легко ли быть молодым”,”Те дни”, это посвежевшие и непривычно агрессивные дядьки, не растерявшие себя даже на модных трэп-битах.

“Система” кажется для трио просто разминкой, естественным этапом, необходимым для творческого роста будучи уже слаженной командой. Залог успеха альбома весьма прост — грубая форма повествования, выражения мыслей, упрощение. О’Кей, “интеллектуалы”, деградация, если так хотите. Андерграунд-рэперы углубляются в своё крипотное болото, романтики фанатично разбирают любовь на запахи и привкусы, а Центр обо всём говорит в общих чертах, оставаясь более устойчивыми и понятными для всех обладателей не слишком обширного словарного запаса — да и, к тому же, без явной оглядки на кого-то, опираясь исключительно на свой менталитет, этику и традиции.
Теперь водораздел между Центром и другим востребованным рэпом стал ещё шире.

Парни не смещаются в каком-то едином векторе, оставаясь народной хип-хоп группой, за которую не стыдно. Я как минимум до выхода “Трипи” получил альбом качественного русского рэпа, который явно не намерен сдавать позиции сыроватым и слащавым кумирам восьмиклассниц. Спасибо Центру за это.

ОЦЕНКА: 8.66 из 10

Миша Федюкович

Писать рецензию спустя несколько дней после выхода альбома тяжело. Это, скорее, впечатление: впечатление первое — может, необдуманное, но от того настоящее. “Трушное”, как любит говорить Птаха.

C первого взгляда подозрение вызывает обложка, и радует факт наличия больше чем пяти песен на релизе. С первого прослушивания понимаешь: Centr всё тот же и даже говорит всё о том же, “как и 10 лет назад”.

Только после третьего альбома группы наконец-то без сомнений видно лидера. Таланта, голову группы и по совместительству их битмейкера. Ответственнее всех к созданию релиза подошёл Слим, который, кроме лучших текстов на протяжении альбома, потчует нас и лучшей музыкой. На битах Вадим звучит увереннее многих новичков, которые, вроде, должны выигрывать в технике. Слим говорит образами, цитатами, едкими оборотами; Гуф говорит просто о себе — с “я\мне\меня” начинается каждый его куплет; что говорит Птаха — непонятно, и дело здесь уже не только во внятности.

Конечно, Гуфаке всё простительно, ведь именно за его автобиографические истории мы его и любим, но… для рассказов о личном существуют альбомы сольные. На альбоме группы ты ждёшь уж точно не повестей от первого лица, а хотя бы соответствующей тематики, мнения о той системе, о которой речь. И, самое забавное, что мнение это у Гуфа есть, причём вытекающее с личного опыта, но всё равно поданное под видом очередных историй о своём Я. Почему никто не объяснил Гуфу, что на альбоме тематика куплетов должна соответствовать общей задумке трека, а не выглядеть как сочинение на свободную тему? В итоге кажется, что ребята решили не ссориться вновь и даже не пробовать намекать друг другу о спорных моментах.

“- Лёха, у тебя ни один куплет не подходит под тему трека и двести повторений слова “я”.

— Блядь, я сейчас из группы уйду. У меня свой стиль, я так пишу!

— Ладно…”

При прослушивании некоторых треков можно подумать, что ребята живут в реальности, где полстраны — барыги, а другая половина — их клиенты. Более того, часть тех и часть этих уже сидит. Романтичный Андрей Никитин уже в 2007 году криво писал о “Качелях”, что это “цельная атмосфера, ярчайшая индивидуальность, своя волна, свой московский стандарт качества, своя логично оформленная история; свой особенный мир”. И сложно после прослушивания не сказать, что мир этот слегка наркоманский, но, с другой стороны — когда это мешало музыке и, тем более, музыке Центра?

На фоне остальных треков о бизнесе, который не отпустит (“Бизнес”) и показыванием зубов (“На таран”), хотелось бы выделить те моменты, которые ещё до альбома Слим охарактеризовал современным звучанием. Под новый звук Centr звучит забавно (в хорошем смысле), а во время трэп-перебежек от Птахи (“Сирены беги”) я вижу танцующего локтями Яникса, ещё несколько лет назад пророчески говорившего о том, что “все рано или поздно примут трэп”. Мне, как человеку видевшему выступление Центра, страшно представить, что может происходить на этих треках в живую, но пусть это останется проблемой зрителей, а не слушателей. Отдельно хотелось бы отметить отличное в моём представлении “Интро”, которое освежает в голове понятие о том, что такое CENTR, кто они и как они. Не обошлось на релизе без стандартного трека с отсылками к прошлому, с воспоминаниями о тех днях и наставлениях старших (“Перемотка”). Гости в лице А-Студио создали хитовый припев для радио, а вот Каспийский Груз и дальше не понимают, что их слушатель, как раз, скорее, консультант в “Связном”, чем бандит-мафиози. Особого внимания заслуживает привет Красноярску (“Красный”), где все трое наконец-то говорят об одном. Здесь есть всё: вызывающий ответ и прямое обращение к банде Носова, пересказ истории со своими комментариями, ирония, семпл из “Fuck the Police”. И это, пожалуй, эмоциональный пик альбома.

“Это Centr 2016, рестайлинг” — хм, сомнительно.
“С нами непросто, но без нас русский рэп таким бы не был” — а вот это уже ближе правде.

Центр не сказали ничего нового и, вопреки ожиданиям о прогибах под тренды, даже не сказали по-новому. И, возможно, это лучшее, что могла дать московская троица со своим камбеком, не вызвав комментариев типа “уже не то”. Альбом не направлен на поиск новой аудитории и, если вы начали слушать рэп за последние года-два, то к “Системе” у вас возникнут вопросы. Альбом является, скорее, подарком старой аудитории и напоминанием о том, что есть ещё порох. И целевая аудитория в наличии пороха убедилась. Обращать внимание на минусы релиза можно, но… не нужно. Ведь если бы каждый поработал над своим дефектом, разве это был бы тот же CENTR?