Рецензия: Guf & Rigos — 420 ‘2014

Я слушал семплер будущего альбома и думал: “Че это за херня еще? Дэнсхол какой-то, автотюн этот еще, вы забыли заветы Jay Z про D.O.A что ли?”. Я пытаюсь вспомнить, когда это Guf вообще экспериментировал? А вы помните, чтоб он читал, прости господи “Даблтаймом”?. Да чего уж греха таить, именно из-за семплера мне эта пластинка показалась заведомо “Мимо кассы”, даже музыка как-то не воодушевляла.

Моя проблема заключается в том, что я очень люблю давать всем советы плана “Послушай для начала альбом или трек полностью, потом высказывай свое мнение”. Конечно, сам я естественно считаю себя адским экспертом и мастером определить “Хорош ли трек?” буквально за 10 секунд. Это плохая привычка, я пытаюсь с этим бороться, честно.

Те, кто слушает творчество Гуфа достаточно давно, в принципе могут вполне точно спрогнозировать, о чем этот альбом. А если вы еще и подписаны на его твитер, то что-то новое вы вряд ли тут найдете. Дом за городом, самокопание в 4:20 ночи, белая Тахо по ночной Москве. Хорошо это или плохо, но Гуф действительно пишет о своей жизни, местами довольно откровенно. Кому-то приходится выдумывать запутанные истории, где-то преувеличивать, стараться найти тот “Хук”, чтоб зацепить слушателя. Я слушаю Гуфа и могу сказать с полной уверенностью — да ему похуй вообще. Т.е схему “Мне похуй всё, пацаны, правда, вот честно” пытаются поюзать огромное количество людей, но вживаются в эту роль буквально единицы. Тут резонный вопрос можно задать “Господи, ну что твой Гуф может рассказать нового? Мы уже все это слышали по сто раз: план, не совсем адекватная жена, предательство близких людей, сколько можно?”. Че я вам могу на это ответить? Такую же банальность — господа, он предельно честен со своим слушателем. Давайте, расскажите мне про “Огромное количество талантливых ребят, которые не могут пробиться, а какой-то Гуф уже 7 лет в топе жанра”. Ну, да, так и есть, просто делайте качественный продукт, соски.

Черт возьми, да я считал дни до смерти автотюна и всей этой шоблы-ёблы, которая появилась на его фоне с клоуном T-Pain во главе. Jay Z спасибо тебе за то, что похоронил его треком D.O.A, но плохо видимо прикопал, ибо есть такое чудо как Future до сих пор. Такие мысли у меня были до того, как я послушал “4:20”, напомню — совместный релиз Гуфа с неким Rigos’oм. До прослушивания мне сложно было представить, как я буду слушать экспериментальный дэнсхол-альбом, да и еще наполовину состоящий из автотюна. Буквально с каждым треком я осознавал насколько ошибался, ведь Ригос просто идеально вписался. Ригос работает таксистом в Питере, тема употребления известно чего, его тоже интересует, примерно про это и поет. Эти детали лучше знать, ибо можно не совсем правильно понять смысл некоторых треков. Нужно отдать ему должное, у него получается довольно интересно использовать автотюн и его манера исполнения звучит довольно свежо и оригинально. Да, в 2014 году еще можно встретить слово “Оригинально” когда говоришь про музыку.

Из довольно ровного альбома про дым, я бы отдельно выделил трек “Индустрия”, где Гуф высказывает свое мнение по поводу баттл рэпа. Говорим “Баттл рэп”, подразумеваем Versus, ну и еще обитель всех обиженных ноунеймов Slovo. Гуф предсказуемо крутит пальцем у виска и сообщает, что мальцы таки охуевают слегка в своих текстах, частенько от своей крутости. Пожалуй, соглашусь с ним. Лично я считаю Versus хорошей забавой, но, как и раньше твердо уверен, что исконно баттловые МС не представляют из себя ровно ничего. Записать толковый альбом они не в силах.

Есть еще такой момент, несмотря на то, что Гуф и Ригос уловили так называемую chemistry и треки звучат цельно и очень круто, но здесь каждый толкует о своем. Т.е не нужно быть лейтенантом Коломбо, чтоб понять — работа над пластинкой велась преимущественно дистанционно. Повлияло ли это на качество пластинки? Нет, она звучит очень цельно. Это повлияло на общую картину каждого трека в отдельности. В большинстве случаев куплеты так и выглядят — как будто трек собрали по частям, по тегам “4:20″, “Джоинт”, “Дым” и.т.д. Но еще раз повторюсь, так как альбом действительно экспериментальный, то и цели как-то размыты, главное то, что звучит все это очень круто.

Еще нужно отдельно выделить работу битмейкера Bluntcath, который и спродюсировал пластинку. Собственно музыка этого человека и заставила Гуфа выйти из зоны комфорта и поэкспериментировать. Очень вовремя, должен отметить. На мой взгляд, если и говорить про эксперимент, то он в первую очередь был интересен Гуфу. Для Ригоса же, это в прямом смысле — первый выход в свет, не смотря на то, что у него уже есть сольный альбом. И если Гуф тут неторопливо продолжает рассказывать о себе, изредка выходя за привычные рамки в плане флоу, то Ригос должен был выложиться на 100%. Так повелось, что люди любят делать прогнозы, к примеру: “Даст ли этот альбом Ригосу дорогу в большой шоу-биз?”. Я думаю, что нет. Да, он хорошо поработал на этой пластинке, да, мне стало интересно, какой продукт он делал раньше и я послушаю его дебютник. Но, боюсь без поддержки и фитов хотя бы в рэп-тусовке, Ригос очень быстро пропадет с наших радаров. Как бы цинично это не звучало, но Гуфу нужен был такой альбом, чтоб расслабится, немного отойти от всей шелухи, которая его окружает, и… Вернутся к своему рэпу.

Буквально на днях, на московской презентации альбома “4:20″ на сцену к Гуфу поднялись Птаха и Slim и исполнили несколько треков Centr’a, заявив о том, что на начало 2015 года назначены концерты воссоединившейся группы, да и уже половина альбома оказывается записана. Простите меня, пожалуйста, но эта новость гораздо важнее и мощнее, чем всякие эксперименты. Да и сольник Гуфа тоже пишется, такие дела.

Альбом с Ригосом удался, действительно хорошая пластинка, которую я с удовольствием советую всем послушать. Просто воспринимайте её правильно. Это альбом, который нужен был Гуфу, чтоб как-то разбавить свое творчество и двигаться дальше. Не ждите каких-то откровений и не удивляйтесь, если это первый и последний раз, когда вы слышите Ригоса, это все не так важно. Ловите момент, потом уже будет поздно, впереди очень много событий, которые раскромсают этот альбом и скурят.