Рецензия на альбом Ка-тета «Ветви»

Белая Чувашия на данный момент — настоящая сборная по рэпу, где есть и крутые бэк-вокалисты, и технари, и битмейкеры, и певцы и … и ATL, которого трудно как-то обозначить. Каждый из них создает свой микромир, совершенно отличный от мирков коллег, работая, в общем-то, на одну и ту же аудиторию. Ну, и с помощью Мирона и его элитного объединения, достучаться до широкой публики самому загадочному артисту Чувашии стало немного проще. Но он вряд ли достучится.

Af0iTMhgHCs

“Ветви” — это история о том, как всех заебать и окончательно убиться в постапокалиптичные описания и вторичные призывы. Всё это, вроде бы, и не подсмотрено, но уже по сто раз озвучено даже низшими формами жизни вроде Жака Энтони. А ещё это, мало того, что невозможно слушать, так ещё и понимать, о чём говорится в треке. На “Тандерклапе” 2014-го однообразная воинственная читка хоть иногда принимала человеческий облик. А на “Ветвях” разницу между треками создают только битмари из Дарк Фэйдерс. Это хорошо, когда артист начитан, эрудирован, а его релизы — это книжные полки. Такие полочки интересно разбирать, когда мне интересен автор. Но сама по себе полка интереса не вызывает. Она у меня у самого есть.

И как меня может заинтересовать автор, который убивает в своих треках личностное начало? “Старше пирамид” — единственный личный трек, но это пример того, как о банальном сказать небанально.

Если Бамбл Бизи разрывает биты, то Ка-тет им суставы заламывает своей невыносимой подачей, которую ему нужно срочно запатентовать, пока под него косить не начали. Суть её в следующем: сделать одно крутое четверостишие, которое будет попадать точно в такт, а сразу после него — дерьмовое четверостишие, которое будет идти вразрез с битом, а иногда даже и без рифмы. И так по кругу, пока не придут коллеги показать мастер-класс. Однако, маленький рэпер, не обольщайся. Многие в твоем плейлисте даже не в состоянии настолько же плотно упаковывать свои куплеты.

У большинства ненавистной мною новой школы нет такой подкованности, эрудированности и креатива. Неуместным неймдроппингом они пытаются казаться умнее, но не выходит. Ка-тет же умеет креативно подойти к избитой теме, например, дружбы. Клип “Котаны”- это вообще самый прикольный рэперский клип из всех, что я видел. Конечно, после дисса Слима на Гуфа. Он техничнее львиной доли новоиспеченных кумиров молодежи, но, как говорят фотографы, “техника не решает”. Решает симбиоз техники и смысла. У Ка-тета же скорее некий образ путника-параноика, но что его таким сделало, я решительно не понимаю. И потому не верю. Я вот верю в Луперкаля времен Проекта Увечья, в его нетолерантную маршрутку и посиневшие от передоза губы Белоснежки. Я видел мотив и логику в действиях его героев. Но я не вижу смысла в беспочвенных призывах куда-то идти. Баста любит в текстах дорожную тематику, потому что у него плотный график, концерты, съемки. ЭлВан нарушает законы гравитации и несется к своей цели, потому что ему нужно заполнять свои гаражи. Что так отчаянно преследует Ка-тет и почему его альбом больше похож на хронику боевых сражений без действующих героев, я не понимаю.

Конечно, чужая душа — потемки, но наверняка Мирон взял Ка-тета под своё крыло скорее из-за дружбы и схожести взглядов. Но точно не из-за музыки. Все эти зарифмованные сочинения на уже заезженные темы, в которых нет той поэтической легкости, последовательности в сюжете, который просто топчется на одном месте. Только искромётные обещания и суровые описания помрачнее Сайлент-Хилла. С другой стороны, интеллектуального рэпа в России стабильно мало. Тогда “Ветви” — приятный сюрприз для тех, кому нравится рэп как форма, но не близки традиционные для него темы. Но я бы лучше послушал его микстейп из гостевых куплетов пары последних лет. Поздравляю Ка-тета с выходом на широкую публику, удалю его новый релиз и по такому случаю еще раз переслушаю «Тандерклап». И начну с “Котанов»: взрывной, всё-таки, трек.