Рецензия: Жара (ex. Песочные Люди) — Жара ‘2014

Послушав дебютный альбом Жары первый раз, у меня возникли некоторые вопросы, в частности из-за того, что с релизами Песочных Людей я не был знаком. Несколько синглов, клипов и мощнейший трек “PROрэп” — вот и все мои познания о Песочных. Историю группы пересказывать не буду, сами знаете, что старый состав заезжал в тюрьму на некоторое время, имеют непосредственное отношение к Объединенной Касте и тому подобное.

Жара появился уже чуть позже, по факту альбомы “Сухое Горючее” и “Колесо — Оба Зрения” они писали с Психом (участником оригинального состава). В русском рэпе есть прописная истина, которую знают все. Истина эта заключается в том, что существует три русских Метод Мэна: 1) Кажэ Обойма 2) Жара 3) Рэккет (рэпер из Питера, мечтает вернуть 90-е). Справедливости ради стоит отметить, что Метод Мэна Жара активно давал на первом альбоме Песочных “Сухое Горючее”, прям снимал под копирку стиль. Уже на следующей пластинке “Колесо — Оба Зрения” он в самом начале выдал строчки:
“Я выхаркнул из себя зло, из тех самых зон. Еще на первом, теперь я трачу нервы в меру”

Таки да, злобы и прыти поубавилось, что сделало его чуточку меньше Метод Мэном. Так что обвинения частично можно снять, но только частично. Говоря на чистоту, тот факт, что с релизами Песочных я не был знаком до этого момента — не слишком печальный. Пытаясь объективно оценить дебютник Жары, я искал там какие-то крутые текста, ну или может истории, которые цепанули бы, ну или запомнились. Нет, ничего сверхъестественного я там не нашел, разве что доведенная до абсурда манера исполнения Психа. Возможно, жестко, но я не удивлен тому, что группа прекратила свое существование. Жара не собирался сдаваться просто так, как следствие — имеем весьма спорный релиз.

Почему спорный? Спросите Вы. Чего греха таить, пластинка заточена под коммерческую линию, радио-friendly звук, вылизанный до блеска, максимально примитивные текста, попытки сделать цепляющие хуки и все такое. Разве это плохо? Конечно, нет, даже наоборот, всем хочется кушать, респектом сыт не будешь. Но альбом Жары — это яркий пример, когда из более-менее сложившегося артиста пытаются слепить конфетку. Испытываю глубочайшее уважение к Касте и всему тому, что они сделали для хип-хопа и продолжают делать. Но Влади, ну есть же Макс Корж на Respect Production, ну че ты, в самом деле?
“Вам надо видеть меня, потому что видеть надо. Вам надо видеть, и я принесу себя вам на дом. Вам надо видеть меня — это наше визави. Вы должны увидеть идола, без обид”
Это че вообще такое? Репрезент такой типо? Не слишком ли много пафоса? Идол? Я все понимаю, но, даже учитывая бэкграунд Жары, довольно странно слышать такие заявления в самом начале пластинки. Какого-то признания и популярности в андерграунд-тусовочке у него тоже не было, да и произносит он этот текст как-то неуверенно. Тут такое дело, если ты осознанно решил делать более попсовую музыку с прицелом на большие залы и популярность, то будь так добр — сначала сам поверь в себя. Ну, завернули музыку в красивую обертку, дык слушатель разворачивает её, а там — пусто. Вот серьезно, не так давно послушал новый микстейп Яникса, текста — хуйня хуйней, но он настолько мастерски, технично и самоуверенно их зачитывает, что на какой-то промежуток времени ты начинаешь верить в то, насколько “Лакшери” он прожигает время.

“Толкай себя вверх так же, как нас толкают басы. Покажи мне свой twerk, завтра нас всех ждёт недосып”
Это Жара такие строчки читает поверх бита от Diamond Style. Был бы я хоть немного фанатом Песочных, ну раннего его творчества — просто упал бы на пол и начал биться в конвульсиях. Если вы не совсем понимаете, в чем дело, то включите клип “PROрэп” из альбома “Сухое Горючее”, тогда даунгрейд вы заметите моментально. What’s up братюня? Прошло всего 5 лет, даже шапочка в этом клипе как у Метод Мэна хоть и вызывала улыбку, но все это выглядело органичнее, чем строчки “Покажи мне свой twerk”.

В треке “Прелести” Жара начинает вживаться в роль такого себе полу-мачо, помогает ему примерно такого же пошива Nel. Поясню. Невозможно трансформироваться в один момент из борца за трушечку, в адского ценителя тверка, например. Жара и не смог, опять он неуверенно рассказывает про женские прелести, обходя стороной пикантные и жаркие моменты, боясь завернуть какую-нибудь пошлятину. Ну, ты это, как его — мачо-мэн или как? К Нэлу у меня претензия ровно одна, более подробно я уже писал тут. Если коротко, то Нэлу я не верю, песни про деньги, телок и клипы с арендованными тачками — ты не L’One, у тебя этого нет. Кстати Леван присутствует на альбоме тоже, зачитал дежурный куплет на тему: “А что бы было, если бы я не сделал то и это?”. L’One молодец, я хвалил его дебютный альбом и слежу за его творческим развитием, вот он все делает правильно, а главное — честен со своим слушателем.
Затем еще три трека Жара плачется в жилетку, говорит о недосказанных словах, проебанных возможностях, ну и про “Не свободу”. Черт побери, ей богу, зачем он это все записывал? Для кого это все? Жара настолько неуверен в своих словах, что даже упоротый фанат не сможет дофантазировать за него. Ну, дали тебе возможность войти в мейнстрим игру, ну дык возьми её за гриву и вставь свои пять копеек как следует. Я не вижу тут большого желания занять свое место под солнцем.

Треком “Есть Музыка” Жара опять пытается убедить слушателя, что его музыка хороша и её нужно слушать, ага, да, хорошо, конечно. Это абсолютно шаблонный трек, задача которого состоит в том, чтоб показать, какой Жара весь музыкальный и музыка — его жизнь.

Присутствует и обязательный для каждого рэпера-модника трек про кроссовки “Вспомни (ft. L-Tune)”. Под вест-костообразный бит со свистульками нам вещают о том, что раньше вот носил одну пару кроссовок, а щас — целый шкаф. Зачем? Для кого это? Почему? Развожу руками в очередной раз, я не знаю.
В бочке дегтя все же есть ложка мёда — совместный с Бастой трек “Вера в нас”. Вася талантливейший человек, трудоголик, постоянно задирающий планку русского рэпа все выше. Разве можно сплоховать, позвав его к себе на трек? Жара постарался, выжал из себя по максимуму, но Вася одним припевом забирает все внимание себе. Про что там читает Жара? Да никого уже это не волнует. Единственная настоящая песня на этом альбоме, единственная, которая вызывает неподдельные эмоции.

Битмейкерам низкий поклон, продакшн у альбома отменный. Звук всей пластинке сделал Soundbro, два бита от 4EU3 и один за авторством Diamond Style. Еще отдельно выделю припев от Елки в треке “Новый мир”, она настоящий профи своего дела, шикарно спела.

Ну и че по итогу, кому эту пластинку слушать то? Из Жары попытались сделать мейнстрим-артиста, но концепцию и дальнейший путь развития ему не придумали, как результат — пустой альбом. Прыгнуть в нишу L’One не получится, посмотрите, как выкладывается Леван, затем взгляните на неуверенного в себе и мнущегося в сторонке Жару, ну все ясно. Я вот как слушатель просто не верю в эти песни, слушаю альбом и понимаю, что меня просто хотят наебать пустышкой. Но пустышку нужно уметь грамотно и красиво преподать, похоже, Жара сам не верил в свой успех, поэтому писал альбом спустя рукава. Нету эмоций, нет интересных историй, посредственная читка и глуповатые текста.

А в треке с Бастой Жара читает такие строчки: “Если мне выпадет шанс — ему уже не вырваться”, так вот — выпал и вырвался, увы.