0 474
1
2

Рэпйоу — это крест на могиле культуры или эволюция и расширение границ?

В этом конкурсном сочинении автор анализирует и подмечает детали Рэпйоу, сопоставляя этот формат с проектами данного жанра.

В нашем итоговом выпуске мы объявили конкурс сочинений для наших подписчиков. Напишите своё мнение на любую тему, которая вас волнует, при этом вы свободны в интерпретации и не обязаны быть согласны с нами.  Ваши работы ждём по адресу misha@vsrap.ru, а пока оцените сочинение очередного участника!

Дабы ответить на этот вопрос, вспомним рождение рэп-баттл-культуры и спросим: где её грань и была ли смерть?

Бум речитатива в 2000-ых прогремел звонко, становление русского рэпа было ярким, дерзким и свежим. Рывок из андеграунда в массы зажёг новые звёзды отечественной сцены, музыкальная культура становилась разнообразной, в ней каждый мог примерить близкие ему смысловые роли. После 2010-ых заговорили о рэп-баттловых мероприятиях, онлайн-битвы на форумах были потехой для гиков, массовость это не обретало. С 2012 оффлайновые рэп-баттлы воспели новым звуком, ТВ, а потом и ютуб способствовал росту популярности проектов — и здесь необходимо провести демаркационную линию.

Проносясь сквозь годы, до 2017 о рэп-баттлах говорили, участников обсуждали, школьники со всех уголков страны копировали и устраивали собственные площадки ради веселья, но это всё еще оставалось в тени Интернета. За всем развитием рэп-баттлов в России теперь наблюдали не только ценители рэпа и фанаты участников, но и далёкие от рэпа зрители. Впоследствии родилось новое шоу, шоу без налёта ТВ и цензуры; шоу, где каждый мог реализовать свой умысел, попытаться донести общественности нотки собственной морали, либо попытаться сыграть клоуна, заплетая между рифм оскорбления и трушные зашквары оппонента. Персонажи, мелькавшие в рэп-баттлах, преследовали свои цели: кто-то давно забытый решил напомнить о себе, ностальгируя по былой славе; кто-то расширял горизонты творчества в поисках новой аудитории; иные — ради развлечения, но фундаменталисты оставались всегда. Начало у всего было идейным, но продолжением всего стала коммерция. Бабки за рэп-баттлы манили новых МС, творческие герои сбегались каждый на своё. И тогда баттл-рэп — умер. Никто из фундаменталов не подтвердит этого публично, но так оно есть. Какие аргументы?

Неслыханный ранее для рэп-баттлов резонанс в 2017 толкнул их на федеральный уровень, ТВ и СМИ в частности начали ловить «хайп», все кому ни лень говорили, обсуждали, пародировали и высмеивали, оборачивали их шуткой и забавой. Это должно быть рождение рэп-баттлов в культуре? Нет. Кровь «авангардистов» закипит и вспенится, но прежде всего рэп-баттл — это конфликт, а нынешний FreshBlood как поэтессы на кастинге, вроде дружат, но перед камерами яростные и дикие, а цель всего — зрелищный поединок (шоу).

Теперь рэп-баттл — это шоу на любой вкус: хочешь, смотри на противостояния МС или целых команд акапельно, а если скучно — под биты, казахи, отец и сын, училка и ученик, заходи, выбирай, контент под любые предпочтения любого города и региона. В 2019 году количество каналов баттловых площадок на просторах ютуба в российском сегменте превышает десяток, когда к 2013 их была пара. Подтянуть именитых МС, пригласить на дебют ноунэймов, пару раз подкинуть им бабла и вот — успех: рекламодатели клюнули! И это развитие, и расширение границ? Это обесценивание жанра, превращение его в бизнес и становление попсой.

Так какой же ответ на главный вопрос: Рэпйоу — это «крест на могиле культуры или эволюция и расширение границ»? Однозначно ответить трудно, но новый этап в эволюции баттл-рэпа имеется. По сути, загибающийся жанр обрел расцвет в красочной и эпатажной форме; культура рэп-баттлов достигает стадии, где классическое представление становится бессмысленным, если это и танцы на могиле, то уже в виде сатиры. Рэпйоу — это огромный всплеск самоиронии на всю баттловую составляющую «российской лиги» с некоторыми выдающимися деталями режиссуры:

 

● дебюты далеких от баттлов блоггеров, музыкальные персонажи с ютуба, именитые баттл МС, общая каша всех против всех — это колкая сатира на всю суть рэп-баттла;
● комплиментарные раунды, читка зрителю, шоу с цветами, командные раунды — смешок в сторону всего многообразия форматов рэп-баттла;
● сюжетный нарратив организации рэп-баттла подан как откровенный взгляд изнутри, только целиком из юмористического посыла;
● камера на микрофоне — это еще одно яростное противопоставление атмосферы иных баттл-площадок, где погружение в динамику происходящего приходит извне, за счёт трясущейся камеры в руках оператора, тем создавая эффект безумия. В Рэпйоу же визуализация динамики подана изнутри, она в руках участников — микрофон, подача, читка;
● тусовка с оружием — образ гетто, опасность и ретроспектива запада;
● новый выпуск — новый ведущий. Еще одна успешная попытка высмеивания почкования баттл-площадок, показывая всю бессмыслицу организации.

Устроить из рэп-баттла шоу, разрушить все правила и сформировавшиеся каноны выступлений — это настоящий авангард, это ещё одна пощёчина общественному вкусу.

Автор: ruzanova-polina@mail.ru

0 474
1
2
Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
Авторизация
Войти на сайт 
Регистрация
*
*
*
Войти на сайт 
Генерация пароля