Русский рэп в саундтреках

Скачок популярности рэп-музыки за последние 10 лет заставил общественность адаптироваться к речитативу и битам, перестав считать рок единственным стилем, годным для треша и экшена. Не могло это не отразиться в рекламах, в чартах, и тем более в фильмах: всё чаще главный герой разбивает витрины и угоняет машины не под «Kiss – Domino», а под «Kanye West– Power». Тенденции дошли и до России, где уже сегодня рэп может стать саундтреком не только в арт-хаусном кино вашего соседа, но и в картинах с бюджетом около 3 000 000 $ и выше.

Цель любого саундтрека – так сопроводить происходящее на экране, чтобы крутость сцены не оставляла сомнений, а трек навсегда ассоциировался с определёнными кадрами. Причём сам трек может вообще не восприниматься без подтекста, заложенного в фильме, и залог успеха именно в эдаком симбиозе mp3-дорожки и видео-файла.
Ниже ТОП-10 лучших русских рэп-ost’ов, которые не забудутся до тех пор, пока сопровождаемые ими фильмы не канут в лету. Которые не всегда слушабельны, но всегда выполняют роль саундтрека.

10. ДеЦл feat. Маруся – Письмо (OST «72 метра»)

Фильм никак (вообще (ну, т.е. вообще никак)) не связан с проблемами расизма в школах и лысыми девочками 15 лет. «72 метра» сняты по одноимённому рассказу Александра Покровского, рассказывающего о разных типажах людей, морском флоте, халатности, Севастополе, что-то там ещё и любовная линия, конечно же, тоже есть. Трек Децла в фильме выступает скорее как ознаменование того факта, что в картине показаны события «нашего времени», а не далёкого СССР, да и на конфликт поколений нам намекнёт фраза «мы из другого теста», которую в течение фильма герои повторят несколько раз. Сам трек был долгое время настоящим хитом, ведь более подходящего кандидата на исполнения песни с анти-расистской тематикой, чем главный в стране представитель «чёрной музыки» не было. «Плохие бритоголовые, даёшь толерантность!». Эх, кто бы мог тогда подумать, что уже скоро те самые плохие бритоголовые скинхеды тоже начнут читать рэп.

9. Каста — Горячее время (OST «Антикиллер»)

Каста всегда была той группой, которая выводила рэп в широкие массы. Исключением не стало и «Горячее время», которое было если не первым, то одним из первых русских рэп-саудтреков. Гоша Куценко в роли сурового парня, борющегося за справедливость в экранизации бестселлера Данила Корецкого, стал героем начала двухтысячных, дав старт для ещё двух фильмов отснятых позже: «Антикиллер 2» и «Антикиллер Д.К.». «Горячее Время» передавали по блютузу, а «Антикиллера» смотрели на кассетах, когда «горячее время ставило свою пробу», а «страх в каждом из нас строил себе  дорогу». Покажите мне того, кто не продолжит строчку «когда идёт дождь дороги мокнут…».

8. Многоточие — Америка (OST «Хоттабыч / }{0ТТ@БЬ)Ч»)

Трек 2002 года со второго альбома группы, использованный в фильме 2006 года. Отрывок из песни играет во время взлома сервера Майкрософта и появления на экране задницы. Не знаю что известнее, фильм «Хоттабыч» или саундтрек к нему, но «Америку», как и большинство других песен группы, слушали как ровные пацаны на районе, так и дяди в чёрных бэхах, её переигрывали на гитаре и напевали на пьянках.

7. Marselle feat. Kate Nova – Москва (OST «Фантом/Самый тёмный час»)

Ох блядь, как же заебали песни, посвящённые родному городу. Или не родному, но городу. Ничего нового ни в одной из них ты уже не услышишь, но каждый раз такие песни становятся хитами хотя бы на какое-то время хотя бы в каком-то городе. Так вышло и с песней старого состава Phlatline, ставшей саундтреком к фильму «Фантом» («Darkest Hour») 2011 года. Конечно же, про сюжет фильма там ни слова, но действия разворачиваются в Москве, так что, почему бы и нет. По словам участников группы за 5 дней они сделали новую аранжировку, перезаписали трек, свели и смастерили его, хотя слов о непосредственно сюжете фильма там всё равно не появилось, не считая нескольких вставленных фраз-обрывков из фильма. Но и чёрт с ним, в фильме американские туристы бегают по Москве, встречают Гошу Куценко, играющего смелого русского Матвея и саундтрек «Москва» это вовсе не самое странное, что там происходит.

6. Дабац feat. YG – One Love (OST «Неваляшка»)

https://www.youtube.com/watch?v=xFpDxrDPXVI

Когда я пересматриваю фильмы о боксе и боксёрах и вспоминаю «Неваляшку», то невольно злюсь, ведь в контактовском аудио-поиске по этому запросу выдаёт только «Неваляшку» Оксимирона. Фильм русский, поэтому главный герой – Иван, бьёт заграничных боксёров, а его тренер пьёт водку. Но кроме этого присутствует светлая любовная линия и какое-то чистое стремление к мечте. И песня к фильму у YG и Дабаца вышла тоже чистая и светлая, как нельзя более подходящая под сюжет фильма. One love, ma homies.

5. CENTR – Жара 77 (OST «Жара»)

Очередная тупая российская комедия, где Тимати – почти гей, несёт всякую ересь и убегает от скинхедов, остальные персонажи просто неудачники и жалкие в целом, и только герой Давид, которого играет Птаха   (хм, какое совпадение) уводит жену моряка и избивает того самого моряка, когда он к ней вернулся. Хэппи энд, занавес. И т.к. действия происходят в Москве (или т.к. у Птахи там серьёзная и важная роль) группа ЦЕНТР пишет трек “Жара 77”, известный всем поклонникам трио. Кстати, писали саундтреки к «Жаре» ещё и Баста с Тимати (Тимати аж четыре).

4. Сацура feat. ST1M – Бой с тенью (OST «Бой с тенью 3»)

Не знаю, записывает ли Стим за деньги поздравления на день рождения всем желающим (не удивлюсь, если да), но саундтреки он записывает регулярно и в большом количестве — «Иду на таран» (OST «Мы из будущего 2»), «Однажды» (OST «Пятницкий 3»), «Достучаться до небес» (OST «Карпов»), «Закон стаи» (OST «Меч 2»), «Шанс» (OST «Краповый берет») — всё что душе угодно. Жалко, что фильмы, как правило, средней паршивости и саундтреки такие же. Стим вечно там говорит что он такой-то и такой-то, а жизнь такая и такая, и если вы не видели его выступления на Версусе, то возможно его харизмы в клипах даже хватит чтобы в эти слова поверить, прочувствовав фильм, но… Из всей этой конвейерной кипы выделяется и потому гордо стоит на четвёртом месте совместное творение Стима и Сацуры «Бой с тенью». Здесь и припев, и оба куплета замечательно передают ритм действий фильма и накал страстей. Так что да, наши рэперы писали саундтреки к фильмам о боксёрах ещё до «Guts Over Fear» и «Phenomenal«.

3. Серёга – Король ринга (OST «Бой с тенью»)

Главный представитель лейбла King Ring в 2005 году перезаписал трек «2 Kaiser», который до этого записал с немцем Azad.

https://www.youtube.com/watch?v=k97rnN_WrKw

«Король ринга» по своей «хитовости» встал в один ряд с «дискомалярией» и «чёрным бумером». Завывания Бьянки на припеве, флоу Серёги (до которого и сейчас многим пахать и пахать) были выдвинуты на номинацию «Лучший саундтрек» от «MTV Russia Movie Awards». Так что да, наши рэперы писали саундтреки к фильмам о боксёрах ещё до «Guts Over Fear» и «Phenomenal» [2].

2. Feduk – Футбольчик (OST «Околофутбола»)

https://www.youtube.com/watch?v=F1tKzQnI52o

Ужасный трек от которого меня тянет блевать. Любимый трек Гарри Топора за 2014 год. Один из треков для тренировок на турничках. Идеальный саундтрек, который для многих стал поводом глянуть «Околофутбола». А для некоторых «Околофутбола» был повод этот трек найти. Настроение фильма в песне передано, ключевые слова сказаны, не знающих этот трек почти не осталось: все его либо люто ненавидят вместе с фильмом, либо дико тащатся, т.е. симбиоз фильм+саундтрек прошёл успешно. А вообще, пошёл нахуй со своим футболом, в смысле пошёл нахуй со своим футболом, пошёл нахуй со своим футболом, в смысле пошёл нахуй со своим футболом, конечно же.

1 . Лигалайз — Сволочи (OST «Сволочи»)

Другого претендента на первое место попросту быть не может. Кроме «Сволочей» Лига успел написать саундтреки и к «Камням», и к «Первому отряду», и к «Тарасу Бульбе», но именно «Сволочи» стали тем самым удачным OST’ем, который всплывает в голове сразу же после слов о самом фильме. Лигалайз описал всю ситуацию простыми, но точными словами, здесь каждая строчка — «не поворачивайся к ним спиной, всё, чему ты их учил, может произойти с тобой», «улицы и голод — всё, что со мной было», «они носят клички, имена стёрты» — цепляет за душу. И похуй, что фильм Александра АТАНЕСЯНА по повести Владимира КУНИНА (что уже какбэ намекает) чистой воды выдумка, о чём не раз уже было сказано: ну некогда и некому было во время войны ОБУЧАТЬ ДЕТЕЙ СИРОТ-УГОЛОВНИКОВ И ГОТОВИТЬ ИХ НА ТАКТИЧЕСКИ ВАЖНОЕ ЗАДАНИЕ, блядь. И что весь фильм это зэки, водка, отсутствие исторических фактов и для полной красоты картины не хватает только балалайки с медведями… Плевать. Режиссёры давили на жалость («ой-йой, война никого не щадит, детишек-воров тоже»), а Лигалайз им в этом помог, а значит свою роль выполнил на ура.

 

Жду варианты ваших ТОП-10 русских рэп-саундтреков в комментариях.