Русский рэп и концерты

Автор: Евгений Битум
Как же заработать себе на хлеб, будучи русским рэпером? Зная, что лучше вообще не мутить и никогда по одному пути не ходить, давайте рассмотрим оставшиеся нам альтернативы. Кто-то пишет биты (Честер — Небро, Весъ — Каспийский груз), почти все успешно справились с заливкой релизов на iTunes, но, так или иначе, самой прибыльной кормушкой русского рэпа были и остаются концерты.

Второй-третий курсы моего обучения в высшем учебном были самым активным периодом походов на концерты. И то ли это ощущения от той самой пьяной юности, то ли свойства памяти, но все концерты того времени запомнились мне как отличные, драйвовые, полные искренности артиста и отдачи зала. Жег Нойз в ГлавКлабе, отплясывая в парике и в спортивном костюме. Смешно держался за штаны Лок-Дог, презентующий «Паранойю». Задумчиво вышел на сцену Ассаи и одним рывком отчитал «Ом». Волнуясь, выехал Дигга, первый большой концерт в Питере. Туда-сюда, исполняя «песни о любви и смерти», носился неутомимый Ант, изредка давая команды световикам.

«Ты в толпе, ловишь её настроение, бит качает, зал ликует, и ты готов простить артисту если не всё, то очень многое»

Особенно запомнились Анакондаз, выступавшие с программой олдовых «смачных ништяков» в каком-то невнятном клубе, где реально чувствовал, как хрупок под нами пол, и последний концерт Вагабунда, на котором я, к слову, поймал полотенце Мирона, из частичек пота которого и были выведены Сэймяу, Хохол и прочие Вудбекеры. Не переделав идеи, подделывать полностью, но это другой разговор.

Немного набравшись опыта, я стал смотреть на вещи более трезво. На концерте Желтой ветки уже понимал, как отвратно настроены в MOD’e микрофоны; На Hip-Hop All Stars понимал, что Джамал еле на ногах стоит и не может нормально произнести текст. Но ты в толпе, ловишь её настроение, бит качает, зал ликует, и ты готов простить артисту если не всё, то очень многое.

К чему я это всё? К тому, что лишь недавно вновь отсмотрев RUMA (Russian Urban Music Awards), понял, какой критерий ставит знак качества на мастерстве наших артистов, и критерий этот — Большая Сцена. Именно Большая Сцена (или слишком долгое ожидание своего выхода на эту сцену) становится непроходимым испытанием для большинства отечественных хип-хоп деятелей.

«Смоки, читающий текст с листа. Что? Почему? Зачем?»

Мероприятие само по себе тоже порождало много вопросов: как минимум странные кривляния ST под запилы гитары потрясающих Смысловых Галлюцинаций; ведущий, вдруг начавший делать никому не нужный битбокс; Смоки, читающий текст с листа. Что? Почему? Зачем? «Всё-таки вопросы мучили» — сказано очень верно. За неким количеством исключений (Кравц, Миша Крупин, Лигалайз, фонограмма Мирона), русские мастера рифм показывали мастерство испуганного заики, попадая в бит, как вусмерть пьяный Тайгер Вудс в лунку.

Я понимаю, что на RUMA было слабо всё, начиная от текста ведущих и заканчивая технической стороной. Мероприятие убило само себя, имея громадный потенциал. А финальным аккордом лично для меня стал момент, когда участники групп центр и легенды про решили вместе повторить строчки из только что исполненного трека. После того как диджей выключил бит, ни один из эм-си (не смог написать артист: спорно) не смог внятно изложить нам текст припева.
О каком профессионализме вообще может идти речь?