Русский рэп — ШОУБИЗ

Автор: Дмитрий Митяшов

Русский рэп – продажная попса и безнадёжная, безденежная дыра, где артисту отмерян срок как новому клубу с момента открытия: 2-3 года.

2-3 года на деньги юных донатеров с родительской кредитки, 2-3 года, через которые фанаты пересядут с курительных смесей и солей для ванн на поезда в «Вену» и им будет не до любимых артистов, будь то Паша Техник, на днях переехавший в «совковую» квартиру с новостройки в Бирюлево, либо Саша Скул, экс-участник группы «Бухенвальд Флава», ставший офисным планктоном явно не от высоких доходов с творчества. А ведь прошло как раз почти 3 года с момента освобождения первого и 2 года с начала покорения Тагиром Маджуловым сферы рэп-фриланса в столице.

— Но это же андеграунд! — скажете вы. И будете правы, отчасти. Также можно сказать что артист «скатился!», в случае, если он почувствовал вкус сладкой жизни и больше не может кричать о том, что он «в говне», ведь всё его «говно» теперь сводится к проблемам с противоположным полом, да и в условиях комфорта из кожи вон лезть – уже как-то не комильфо (помянем группу Короба), тем более, если можно использовать приобретённые умения дабы приобщиться к более широкому кругу слушателей, если вы понимаете, о чём я. Это не затрагивает артистов поля Касты/Басты, это иного поля ягоды.

Но виновны ли артисты? Не совсем. Будем честны, учитывая среднее материальное состояние граждан, доступность контента в сети, частоту мелькания рэперов в объективах камер и их высокую активность в интернете, нынешнему слушателю скорее будет «в облом» тратиться на свежую пластинку или билет на концерт, ведь оно всё под носом, бери — не хочу! Тем более, если можно купить иные «вещи», закрывающие глаза на тяжесть бытия. А уж если учесть принятый, в первом слушании, 15 декабря закон «об основах деятельности по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий в Российской Федерации», (подробнее можно почитать тут), то мало кому из нынешних кумиров молодёжи в ближайшей перспективе продолжит быть доступной сцена.

Что останется всеми любимым творцам для заработка на жизнь? Трясти «прибором» на камеру для привлечения внимания и налаживания пущего «коннекта» со слушателем, а после – реклама всего и вся за копейки? «Было дело, надоело!», да и эффект недолговечен, интерес теряется, не говоря уже об аудитории, которой, в принципе, плевать на рекламные товары, а важен лишь фансервис да шок-контент. Но оставим «обезьянье дело».

Другим способом заработка может оказаться широко распространённая, в среде подымающихся к рэп-олимпу, практика продажи разных «веществ». Тут примером может последовать ныне покойный МС Молодой или, как он сам называл себя в последние годы, «Tony Pepperoni», в честь возникшей любви к «перцу», очевидно. Как говорится, «наступил на свои же грабли».

Я ни в коем случае никого и ни в чём не виню, ведь, как говорил сам Павел Т., «это жи-и-изнь…» и многие таланты могли проявить себя намного больше, не будь всё так, как оно есть. А реалии таковы, что качественно развивающийся артист нынче скорее накинет белую рубашку, побежит в офис и… сделает правильное решение, в большинстве случаев. Хотя, я, лично, люблю «добрую» постгероиновую грусть, нотки которой можно заметить в творениях того же Гуфа(наиболее яркий пример – «Город Дорог», естественно), Принципа (собирать каталог надо по крупицам), Молодого (посмертный релиз «Я говорю только тру» 2014 года), Рабов Лампы (90-е в музыке этим пропитаны насквозь). Надеюсь, предыдущее предложение не прозвучало в ваших головах пошло, будто я – юная фанатка первого (как бы двусмысленно это не звучало).

И тут видна закономерность: многих ли классических писателей, которые затрагивали вас за душу и при этом жили «спокойно, стабильно» вы знаете? Не хочу придавать, возможно, лишнего пафоса и значимости кому-либо в ваших глазах, но что-то в этом есть. Тем более, нашему слушателю так и хочется внимать страдальцу, сопереживать и находить в строчках себя, живущего здесь и карабкающегося из грязи на бордюр. Возможно, кто-то ещё помнит песни группы «Район Моей Мечты» 2001-2003 годов, альбом «Молниеносные квазары» почему-то так и не покинул мою черепную коробку, но как много людей крутят на повторе недавно вышедший альбом Карандаша, «Монстр»? Может быть, людям не так уж и интересно слушать добившегося в жизни успеха человека? Сейчас многие не признают попытки Децла ворваться в «жизненный рэп» с песней «пробки, стройки, грязь» потому, что сам Децл, изначально, являлся коммерческим продуктом своего же отца, продюссера, мол, «парень не с низов», и что-то в этих двух ситуациях есть похожее.

Большую роль в материальном состоянии отечественных рэп-исполнителей отыгрывает и публика, годами выращенная совсем на другом типе музыки и, соответственно, предпочитающая совсем иной продукт, хотя сложнозарифмованные строки и обретают всё большую популярность на постсоветском пространстве. И, говоря это, «чёрным» хочется назвать вовсе не понаехавшего бородача, а себя. Кто бы мог подумать, братья мои, негритята (и я не о безмерно хайпающем на собственном цвете кожи новоиспечённом «русском» рэпере, любителе своего микроавтобуса).

Напоследок, пища для размышлений: протеже одного президента — Кендрик Ламар, протеже другого – Тимати. А теперь просто подумайте: на стороне какого артиста из этих двух — обычные люди, ищущие ответы и душевное умиротворение в эти непростые дни? Кто из них своим делом, музыкой и философией добился внимания президента, а кто является просто шоумэном и ещё со времён «фабрики звёзд» смешит людей, параллельно, показушно пиаря «любимую» страну в сомнительной патриотичности песнях и клипах? В конце концов, кто стал народным артистом Чечни, которая находится под руководства человека, во время Чеченской войны отрезающего головы самим же русским и теперь находящегося на поводке из денежных вливаний? Как бы грустно это не звучало, но по сути своей, «рэп» — это голос «улиц» и простого народа, который своими творческими усилиями и подымается наверх, поднимая за собой людей. Проблема в том, что в отечественной рэп-индустрии используются, как максимум, инструменты для покорения массового слушателя, то бишь, поп-рэп, по своей сути, «клубняк», если хотите. Лейбл «BLACK STAR» является наиболее финансово богатым пристанищем, на своём счету уже имеет достаточное количество успешных артистов, но заставляют ли их музыка и слова людей задуматься, поменяться? «Лада седан-баклажан»? «Все танцуют локтями»? Или песни по-типу совместок с Анной Седоковой? О, беспощадный русский «рэп», “Loving you is complicated” © Kendrick Lamar “U”. «ЛЮБИТЬ ТЕБЯ – СЛОЖНО».

Если рассмотреть мою теорию покровительства ближе, то покровителю и необязательно чтобы слушатель «думал». Ударившись в крайность на секунду, задайтесь вопросом: возможен ли в Северной Корее бунтарский рэп, а, тем более, в популяризованном виде? Только чтобы потом показушно загнать этих «реперов» сраных на футбольное поле да расстрелять, либо отдать на съедение животным. И единственное решение, которое здесь вижу я – дать прорости зерну самосознания в головах людей, слушателей рэпа, а сделать это по силам далеко не Р’Н’Б-королям.