Рэп не для всех

Рэп давно перестал быть подпольным творчеством улиц, «запрещенным» к пониманию во многих слоях общества. Сейчас рэп – общепризнанное искусство. Рэп слушает не только шпана с района и парни в широких штанах, но и вполне себе серьёзные, степенные люди, и это, конечно, прекрасно. Прекрасно осознавать, что нечто уличное, настоящее, лишенное пафоса вышло на один уровень с популярными и медийными проектами. Прекрасно, что о некоторых рэп-исполнителях можно узнать не только на сомнительных сайтах и пабликах, но и из «официальных» источников типа телевидения и журналов. Прекрасно, что многие перестают воспринимать рэп как пропаганду чего-то негативного, а начинают его определять так, как было задумано изначально – красивые, осмысленные стихи, положенные на бит.
Это все прекрасно, душа радуется, сердце в пятки уходит. А потом начинаешь осознавать, что все те люди, которым отдана роль «ведущих», «настоящих», «необычных» игроков на рэп-сцене, сами по себе не стоят ничего: они не достойны даже простой ассоциации с рэпом. Такое чувство у меня окончательно сложилось после провозглашения Скриптонита «прорывом» в рэп-индустрии.
Прорыв? Серьезно? Это с натяжкой можно отметить как новое веяние в Газгольдере, а уж артистом назвать его даже язык не поворачивается. О вкусах не спорят, и, разумеется, даже этот исполнитель может найти своих слушателей (обычно это девушки лет 16-18, которые из рэпа знают разве что Тимура с его командой и, вот, Скриптонита). Я не буду долго рассуждать на тему его звучания, красноречивости, артистизма и подобного, потому что я глубоко убеждена: люди, понимающие рэп в его первозданном значении, меня поддержат и согласятся, что такие представители рэпа, как Скриптонит, опускают его на один уровень с попсой или с очень плохо сделанной клубной музыкой. Мне, как человеку, который слушает рэп довольно давно, по-настоящему обидно за всю рэп-культуру. Обидно, что известными и популярными становятся хорошо «сделанные» проекты, в которые вложена куча бабок, но таланта-то в них нет ни грамма; обидно, что люди, которые называют себя рэп-артистами даже не несут никакого посыла своим творчеством; обидно, что молодое поколение знает всех проплаченных артистов, чьи клипы крутят на всех каналах, а выступать их зовут аж на Первый (!) канал, и едва ли знает о существовании легендарной Касты, например. Обидно, что, становясь популярным, рэп перестает быть настоящим, как и положено. По моему скромному мнению, достойный трек достойного рэп-исполнителя можно слушать на репите по 20 раз в день и каждый раз находить для себя новый смысл, новое звучание, новые рифмы и цитаты, а иногда и вообще залезть в интернет в поисках толкования смысла крутого афоризмы или исторической отсылки. И не имеет значения, андер ли это или современное всеми любимое звучание: главное – искренность, посыл, слово. Рэп-исполнитель – поэт, автор, творец, если хотите.
Рэп – не для всех и каждого. Не знаю, понимает ли всю глубину настоящего рэпа молодое поколение, а если понимает, то тогда он выходит на уровень, близкий к классике: его будут слушать и помнить, долго и все поголовно. Русская рэп-культура никогда не стремилась олицетворять богатство, ибо настоящий русский рэп – он про обычных нас. Про обычных нас со своими проблемами, стремлениями, жизненными неудачами и победами, сделанный качественно и преподнесенный от сердца.

Автор: Ольга Орех