​Скриптонит: 2 года в статусе рэп-звезды

В 2013 году на большие экраны вышел фильм «Дом с паранормальными явлениями». Лента-пародия на «скримеры», самый прямолинейный и простой в производстве поджанр ужасов. Громко крикнуть в ухо ничего не подозревающему человеку – not a big deal. Исполнитель главной роли Марлон Уайанс в свойственной ему манере показал, насколько нелепо всё это выглядит.

В этом же году на YouTube появился клип с очень странным названием «VBVVCTND». После припева стало понятно, что эта аббревиатура означает «Выбор без вариантов – всё, что ты нам дал». Автором видео значился некий Скриптонит. Фоном для рэпера послужили хибары, заброшенные стройки, развалины и прочие привычные для провинциального постсоветского пространства локации.

Как оказалось, съемки происходило в Казахстане, в маленьком городе Павлодар, а парня в кадре зовут Адиль Жалелов.

В своём дебютном клипе Скриптонит пытался разыграть, в общем-то, битую к тому моменту карту. Тема выживания в суровых урбанистических реалиях была актуальна для русского хип-хопа в 90-е и первую половину нулевых. Постулат о том, что провинция – одно сплошное гетто, уже все давно поняли и перестали по этому поводу рефлексировать. Артисты новой волны делали акцент на том, какие возможности у них появились с приходом путинской стабильности. При грамотном подходе увлечение рэпом стало прибыльным практически с самого старта.

На таких радостях риторика стремящихся выбиться в люди «ноунеймов» моментально сменилась на повествование о вечеринках в клубах, безудержных половых связях, наркоте, лихих бабках, которые непонятно откуда взялись в огромном избытке при столь юном возрасте. Так что все разговоры про «прохаванную» на дне жизнь пропускались и были уже никому неинтересны. Несмотря на несовременный подход, в Скриптоните явно проглядывался большой талант и перспектива. Благодаря «VBVVCTND» казахского самородка заметил Баста и предложил стать подписантом лейбла «Газгольдер».

Таким образом, Адиль стал одним из первых рэперов, выстреливших благодаря YouTube. Дебютным видео, выпущенным совместно с творческим объединением Василия Вакуленко, стал клип на трэк «Твой». Эта композиция соответствовала духу времени уже в гораздо большей степени.

В марте 2015 года вышел клип на самый громкий хит с совместной пластинки Басты и Смоки Мо «Лёд». Участие в нём Скриптонита придало песне дополнительный колорит, а для самого молодого подписанта фит со старшими товарищами стал своеобразным официальным представлением перед фанатами лейбла «Газгольдер». Аналогичным составом рэперы собрались для съёмок ещё одной совместки «Миллионер из трущоб», которая хоть и содержала в себе массу спецэффектов, однако уровня славы «Льда» так и не достигла.

Заручившись поддержкой коллег по цеху и набрав узнаваемости с помощью дуэтов с первыми лицами лейбла, Скриптонит спустя два года после выхода «VBVVCTND» выпустил свой дебютный альбом «Дом с нормальными явлениями».

Первый сольник – это всегда лебединая песня любого исполнителя, апогей внимания, которого больше не будет у последующих альбомов. Поэтому так важно думать на несколько шагов вперед о том, как именно распорядиться этим капиталом. Однако выход альбома Скрипа заставил всех забыть даже о таких непреложных истинах. Никто не мог и предполагать, какой эффект произведёт на российский хип-хоп сольник казахстанского новичка.

Вспоминая и сравнивая его трэки и до, и уже на «Газгольдере», рэпер выдал абсолютно неожиданный материал, который никто и не думал услышать на его первой пластинке. Альбом стал настоящим Клондайком мемом, тэгов, стэйтментов, крылатых фраз и многих-многих других элементов современного российского рэп-фольклора. Даже спустя два года, большинство стереотипов и образов, связанных со Скриптонитом, берут своё начало именно на этом диске. Примечательно, что, несмотря на обилие запоминающихся трэков с альбома, экранизации удостоились только два – «Притон» и «Стиль».

Первый знаменателен тем, что стоп-кадр из клипа послужил обложкой альбома. Сама песня была выбрана для экранизации как наиболее собирательный трэк, способный максимально быстро и доходчиво показать стилевое разнообразие всего диска. Скриптонит здесь и поёт, и читает, а звуковая дорожка вобрала в себя огромную палитру музыкальных инструментов и жанрового разнообразия. 

Однако на «ДСНЯ» была ещё одна столь же яркая и разносторонняя песня, как и «Притон». Речь о реквиеме «Вечеринка». Глубокомысленный слушатель может найти в этом трэке намёки на то, что эта самая вечеринка является ничем иным, как похоронами исполнителя. Подумайте сами, где ещё могут собраться «все, кого он любил», кроме дня рождения.

Однако для этого праздника обычно принято использовать более мажорное звуковое сопровождение. Несмотря на «хитовость» этой песни, её решили попридержать и использовать для промо уже второго сольного альбома Скриптонита «Праздник на улице 36». Казалось, что сам артист не особо хотел выпускать этот материал, считая его «не тем, что должно было выйти». Так или иначе, но диск вызвал уже гораздо меньше хайпа, чем первый альбом. Привычного вороха бесконечных мемов, которым изобиловал «ДСНЯ», здесь уже не было.

Так чем же так полюбился Скриптонит слушателям? Почему его продолжают упоминать в списках лучших рэперов России, хотя он крайне редко выпускает новый материал? Неужели его немногочисленные песни были настолько хороши, что позволяют ему даже спустя долгое время не просто оставаться на плаву, но и занимать лидирующее место в индустрии?

 

Читать продолжение на первоисточнике: Rap.ru