Скриптонит — Дом с нормальными явлениями

Рецензия-дуэт на первый альбом Скриптонита.

Даниил Осипенко

“Дом с нормальными явлениями” — альбом, который полностью оправдал возлагаемые на него ожидания. Более того, релиз пришелся по вкусу, даже тем, кто от него ничего не ждал вовсе.
Впервые за много лет в уютном болотце русскоязычного рэпа прогремел выстрел. Громкий и раскатистый. Причем выстрел из самой настоящей пушки, а не из нелепого велодога, как в случае с еврейским грайм-исполнителем.
Стены пошатнулись. Игра завертелась. Рэп-артисты всех мастей дружно запели дифирамбы стрелявшему.
Но так ли релиз казахского приемника Басты хорош, как его хвалят? Давайте разберемся.

Успех данного релиза настолько велик в виду нескольких причин:

Во-первых.
Альбом базируется на любимой западными рэп-исполнителями формуле:

Pussy (сучки) + Money (деньги) + weed (наркота) = Profit (прибыль)

На этих трех китах держится смысл жизни — всей целевой аудитории жанра.
Мир нахрен рухнет, исчезни из жизни рядового слушателя все эти три веши.
Причем эта формула работает одинаково хорошо, как относительно тех, кто покупает релиз на деньги тайком свиснутые из маминого кошелька, так и тех кто отдает свои кровные.
Но это лишь одна треть успеха.

Во-вторых.
Дебютник Скриптонита — это такая насыщенная гамма звуков, что словами не передать. Надо услышать.
Жанров намешано чертова уйма. Здесь есть все: от бумбэпа до рок-н-ролла, от кранка до Джи-фанка. Бери, не стесняйся.
Все очень музыкально и красиво. Хуки крепко и надолго врезаются в память.
Биты настойчиво напоминают, что головой можно не только кушать, но и ритмично покачивать. Дерзкий флоу Скриптонита, как нельзя кстати.

В-третьих.
На мой взгляд, самое важное в альбоме, это его философия и атмосфера.
Практически любой молодой человек может с легкостью провести параллель между своей жизнью и тем, чем с нами делится Адиль на своей пластинке.
Каждый может найти на релизе хоть что-то, что пересекается с ситуациями которые он пережил или переживает сейчас.

Вставай в очередь. Налетай.

Ты мечтаешь поднять бабла, вырваться из нищеты и отдать свой священный долг перед родителями?

— Тогда возьми “Бумажки” — своеобразный гимн всех молодых людей из низов, приправленный философскими рассуждениями.

До того замучила депрессия, что приходиться глушить ее алкоголем?

— “Коньяк” — получите, распишитесь. квинтэссенция одиночества и тщетности бытия в одном флаконе.

Брат, у тебя не здоровые и деструктивные отношение с твоей барышней?

— Бери “Танцуй сама”.

И что в итоге?

Если бы не обилие жаргона и невнятная дикция (читай: халатное отношение к записи), то релиз бы нашел отклик у более широкой массы людей.
Хотя может он и не нужен вовсе.

В сухом остатке, мы получаем, наверное альбом года, если не пятилетки. И дружно ждем второй альбом Скриптонита, который выйдет совсем скоро.

Эдик Долгополов

Ух ты, как Скрипи все перевернул! Теперь рэпер-алкаш — это снова круто! Долгие годы рэп старался абстрагироваться от пропаганды (пропаганда — это упоминание же, а не только призывы) вредных бяк для организма слушателей, и, когда это наконец стало получаться, Скрипи выпускает альбом, в котором от корки до корки про бухло и наркоту и (барабанная дробь) это признают прорывом! Все! Всевозможные непрофильные издания от “Роллинг Стоун” до “Газета.ру” твердят, что это новый уровень русского рэпа, за который не стыдно!

В чём секрет успеха?

Во-первых, отношение к своей музыке. Оно кропотливое, но не фанатичное. Слушаешь и понимаешь, что каждый трек Адиль вырастил как ребёнка. С любовью, с полной самоотдачей. Я полностью разделяю удивление Карандаша о том, как можно делать такую музыку. Настолько от стандартов построения хип-хоп-композиции ещё никто не отдалялся. Даже Оксимирону Порчи на протяжении вечера по инструментам разбирал весь продакшн этого альбома. Профит.

Во-вторых, талант. Талант идололизировать образ нелицеприятного мешка с органами и бутылкой коньяка в желудке в харизматичного героя фильмов Тарантино. Алкоголь ведь не делает людей такими красивыми, как в клипе “Притон”, но Скриптониту хочется верить в образ перегарного романтика без доли сомнения. Очень редко я чувствую энергию от артиста, который тянет меня за руку с собой в свободное падение в бездонном притоне, из последних сил задыхаясь и рассказывая обо всем, что видит в этом странном, полусонном и бессознательном мире. Или, когда всё прояснилось, устало размышляет о самом святом, что изредка может посетить этот похмельный мир — любовь. Такой диалог в одностороннем порядке, где я не хочу задавать вопросов, я хочу просто слушать дальше.

И всё таки, я бы не хотел услышать такое вживую. Это ведь глубоко личный, искренний альбом, который надо слушать одному, чтобы самому разобраться со своими “чертями”.

И если уж совсем серьёзно, то перевернул игру Адиль для рэперов. Теперь для них задана новая планка качества: возможность преподнести любую тему обаятельно и вдохновенно, умение жить своими композициями, раскрывая огромный спектр эмоций. И если ты рэпер, знаком с этим альбомом и по-прежнему посредственно относишься к переживаниям в текстах своим героям и музыкальному сопровождению всего этого, то убейся об стену и не тяни жанр обратно на дно насмешек и стереотипов.

Спасибо за вдохновение, Адиль.