Рецензия на альбом Скриптонита «Уроборос»

Автор материала: Бижас Искаков

«Жуткая дикция. Непонятные звуки и мычания. Проблемы человека, у которого есть все».

Скорее всего, именно так бы охарактеризовал двойной альбом Адиля Жалелова человек, который никогда не был знаком с творчеством Скриптонита. Однако я слушаю Скриптонита уже давно, еще до медийной популярности, «Газгольдера» и избиения за развязанный шнурок.

«Уроборос» получился мрачным, размытым, и, несмотря на добротное количество треков (21), одновременно скомканным и выжатым. Скомканным – потому что запомнилось слишком мало треков относительно общего количества песен. Выжатым – потому что чувствовалось, как исполнитель выжимал из себя некоторые темы.

Мое первое впечатление после прослушивания «Уробороса»: Скрипи выдохся и ему нечего сказать. Он это и сам подтвердил позднее, заявив об «уходе из Рэпа». Я не нашел почти ничего нового для себя, хотя искать смыслы вообще неблагодарное дело, и с возрастом начинаешь делать это все меньше. Не хочется, чтобы всякие умники учили тебя жизни – со временем ты умнеешь уже не благодаря песням и кино. Но данный альбом не для клубов, тачек и «не для телочек». Здесь Скриптонит постарался изложить все, что у него на душе в симпатичной музыкальной составляющей.

Как музыкант и звукарь, Скриптонит – сильнейший в СНГ. Поэтому претензий к звуку на альбоме нет вообще. Перфекционизм Адиля в этом направлении очень импонирует. Здесь почти нет классических односложных битов. Все очень музыкально и многогранно. Однако не было действительно крутых сэмплов, которые западают в память и душу. Наверное, странно, но единственный бит, который я могу вспомнить – из трека «Пацан».  

О дикции Скриптонита было много шуток и впервые хочется их разделить. Полностью двойной альбом я прослушал два раза, что-то – раз 6-7. Но до сих пор в некоторых треках я не понял больше половины содержания и это уже слишком. Слушать заново я их не собираюсь, так как они меня не зацепили совершенно, а копаться в текстах считаю пустой тратой времени (хватило в 16 лет гуглить непонятные слова в треках Оксимирона).

Перейдем к содержанию. «Уроборос» – больше о самокопании (самопоедании), чем о бесконечности. Но здесь почти нет упоминаний о собственных «зашкварах». Поэтому «Уроборос» состоит из воспоминаний о прежней жизни и впечатлений от своей популярности. Позиция Адиля: «Я такой, какой есть, не нравится – иди нахуй».

В данном альбоме Скриптонит не раскрыл интересных тем, а если и раскрыл, то сделал это уныло. Автор этих строк также из Казахстана, поэтому многие темы, фразы и словечки в ранних песнях Скриптонита были близки и знакомы. Социальное положение, нехватка денег, давление родителей, желание обеспечить близких, уличная шпана, «шпек» в карманах… Но об этом всём Скрипи уже исполнял, повторяться он не хочет, а размышлять с разных сторон – тем более. Поэтому в новом альбоме я, обычный пацан из Казахстана, потерял связь с исполнителем. Его новые проблемы о том, как его заебало двуличие людей, его хотят все телки, бабки некуда девать – все это мне нахрен не интересно. Даже свойственная ему самобытность в этом альбоме не цепляет.

Скриптонит – не философ. Он прекрасный музыкант, но не мыслитель. Оттого и следует импотенция в новых смыслах его треков. Ему нужно читать о том, что он видит и ощущает. Если с ним не происходит ничего нового – он не станет размышлять о себе, о своем месте в мире, о любви и переосмыслении своего «Я». Возможно, он слишком рано получил деньги и популярность, которую он, несомненно, заслуживает. Но Скриптонит «зажрался», и чем выше он забирается, тем менее объясним его пессимизм. Остатки своей «агрессии» он расплескал в «Доме с нормальными явлениями». Он пытается сказать, что для него слава и популярность приносят новые трудности, но блядь… людям бы твои проблемы.

Если бы данный альбом был дебютным, он бы не выстрелил, ни в коем случае. Слушая альбом целенаправленно, наверное, он покажется вам туповатым. Куча невнятных слов, мычания и завывания, скучное повествование присутствуют в большинстве треков. Но если поставить альбом «на фоне», то он выполняет свою роль.

На самом деле альбом не заслуживает уничтожающей критики. Множество треков просто интересно послушать хотя бы один раз. Мне просто обидно от того, что исполнитель так и не раскрылся на 100%. После «Дома с нормальными явлениями» я считал, что это далеко не все, на что способен Адиль. Я был уверен, что следующий альбом будет намного круче. «Праздник на улице 36» — холостой выстрел, альбом про сучек и бабки лично для меня не представлял интереса. На «Уроборос» я возлагал  «великие» надежды. Печально, что исполнитель слишком рано сменил вектор и не дошел до пика своего потенциала. В любом случае, я уважаю Скриптонита как личность за честность к слушателю, и даже его «уход из рэпа» — сильный шаг для артиста на вершине популярности.

Порекомендовал бы я кому-нибудь «Уроборос»? Только фанатам его творчества. Это не тот альбом, который увеличит аудиторию слушателей Скриптонита.

 

P.S.: Мой личный топ треков:

  1. Интро – Время возвращаться
  2. Мистер 718
  3. Пацан
  4. 1000
  5. Животные