Рецензия: «Slim — Лото 33»

Кажется, Слим — единственный представитель «старой гвардии» (из тех, что добились успеха в эпоху, когда трехмерные рифмы еще не были двойными), кто продолжает от альбома к альбому повышать планку качества своей музыки. Единственный, кто не скатывается ни в старческое брюзжание, ни в деградантские самоповторы, ни в заумные эксперименты. На самом деле, чтобы обратить внимание на этот факт, достаточно быть кем-то вроде комментатора с рэп.ру. Истинный интерес представляют причины того, почему Слим несмотря на то, что он «тот еще придурок», продолжает держаться на плаву.

Music_SLIM_is_reading_rap_055574_Может быть дело в том, что Слим — не совсем рэппер. А точнее, корни его пристрастия к музыке, как и большинства выдающихся русских рэпперов, лежат вне рэпа, в более глубоком культурном слое. Баста по образованию дирижер, например. Оксимирон, изначально — одержимый книжными бесами маньяк рефлексии. Вот и Слим, по собственному признанию, начинал не с рэпа, а с трип-хопа — музыки куда более задротской, мрачной, интеллектуальной, даже интеллигентной. Общался с Дельфином, который во времена, на секундочку, «Глубины резкости» написал ему несколько минусов для альбома «Дымовой завесы». Фундамент у Слима был серьезный. Именно тот фундамент, без которого рассыпаются артисты, выпустившие по паре громких альбомов. Тот фундамент, в котором заключен интерес к музыке как таковой, а не просто интерес к рэпу того формата, который был популярен во времена творческого расцвета автора. Вот поэтому эти «заморочки» с обложкой — одной из лучших в истории русрэпа (и это после всех этих жутких ковров по типу «Холодно»). Вот поэтому Слим не стал менять минус в песне «Мурашки», где в припеве использован сэмпл Глюкозы, как и не стал приглашать ее для записи живой совместки (как сделал Смоки Мо со своим треком «Бабочки», чем его и испортил), а откладывал выпуск альбома, планомерно устраняя все юридические препятствия тому, чтобы пластинка вышла именно такой, какой ее задумал сам Вадим. Поэтому Слим летал в Ригу, где на студии перегонял альбом на магнитную пленку, добиваясь «теплого» звучания. В работе над «Лото 33» во всем виден взрослый подход, коего не хватает инфантильному русрэпу в принципе.

Сложно сравнивать «Лото 33» с концептуальным «Сen-Tропе» — новый релиз вышел куда более пестрым и в нем отсутствует ярковыраженная тема. На «Лото 33» преобладают три типа композиций. Первый — бодрые, качевые треки о рэпе и времени («Перископ», «Хорошая песня», «Сколько можно?»). Второй тип — в разной степени слезливые песни о любви в классической интерпретации Слима — хрупкие чувства завернутые в шубу из шиншиллы или упакованные в кузов блестящего «порша» («Летняя», «Мурашки», «Мальвина», «Никогда»). Ну и третий — то, что чаще всего предваряется гнусавым «Азимут звук…», мрачные, подвальные шлягеры с умеренной долей жести («Злое соло», «Холмы», «Лото», «Черная снежинка», «Беркуты»). Короче говоря, за вычетом нескольких неопределившихся треков, где в той или иной степени замешаны все три компонента, альбом тяготеет больше к «бабло, дороги, менты, братва» чем к «я с другими пробовал, но с тобою легко». Может и пошло говорить об этом, но Слим угодил всем — пацанам тут есть, под что покачаться, девочкам есть под что убиваться из-за пацанов, при этом и девочки и мальчики могут насладиться мрачной атмосферой города на семи холмах со всеми этими «под наши треки танцуют суки с пятым бюстом, икс пятый залетает во дворы на профсоюзной».

Можно сказать, что музыка Слима не сильно изменилась еще со времен Дымовой Завесы — тематически, интонационно, смыслово — это все тот же Слим, повествующий о своей Москве — одновременно клубной и дворовой, грязной и нежной, эйфорически безумной и меланхолично пронзительной. Однако с каждой новой работой рэппера ощущается какой-то шаг вперед, не просто рост качества, а  появление новых ингредиентов в таком нехитром, казалось бы, вареве, как рэп Слима. Он стал умнее, и не только из-за появления Марио Пьюзо, Уитни Хьюстон и князя Владимира. Он стал жирнее, и в этом тоже заслуга Слима, хотя судя по всему, большинство битов писал не он. Он стал гармоничней, что ли. Короче говоря это рэп взрослого профессионала, любящего свое дело и знающего, за что люди любят его музыку. И кажется, в таком подходе нет никаких недостатков, кроме того, что Слима не признают сумрачным гением или голосом поколения. Да ему это и не нужно, наверное. Хотя чужая душа — потемки. А душа интроверта тем более.