Смоки Мо — День третий. Рецензия

Автор: Денис Смиронов

После выхода альбома «День третий» фанаты Моллы должны в один голос петь новому альбому дифирамбы. Случилось то, что они ждали добрых 10 лет: старый Смоки Мо вернулся.

Znalezione obrazy dla zapytania смоки мо

Здесь Смоки применил все свои излюбленные приемы времен «Кара-тэ»: подземные биты, которые могут несколько раз меняться в течение одного трека, набор абстракций, значения которых мы никогда не узнаем (и которого, возможно, и не существует), меткие строчки, от которых холодеет кожа. Здесь же старый-добрый хриплый рык Смоки, а на фитах злющий Рэм Дигга и молодой фрейд Жак-Энтони, которые органично дополняют Моллу. И даже старина Фьюз напомнит нам о славных временах Кухни Запись.
Еще раз: это отличный альбом Смоки Мо, который можно уверенно включить в тройку его лучших альбомов. Открытым остается вопрос: может ли даже отличный альбом Смоки Мо быть хорошим рэп-альбомом?

Смоки , в некотором роде, уникальный для русского рэпа персонаж. При том, что он уже 13 лет в игре и у нас есть возможность следить за ним в публичном пространстве, слушать множество его треков, читать интервью и прочее-прочее остается совершенно невозможным ответить на два вопроса: кто этот рэпер и про что его рэп.

И проблема не в том, что в треках Смоки предпочитает не говорить прямо, а использовать только абстракции, метафоры, отсылки и полунамеки. Проблема в том, что его рэп – это голая эстетика, за которой нет ничего. Нет мифологии рэпера, нет демонстрации его творческого пути, идей, мироощущения, системы ценностей, чего угодно. Временами эта эстетика получается очень стильной и притягательной, она меняется в зависимости от альбома (тема космоса, охотника-тигра и так далее), но остается только эстетикой – притягательной снаружи и пустой внутри.

Лет 5 назад Смоки устроил небольшой аттракцион у себя в твиттере: он целый вечер отвечал на вопросы всех желающих. Интересно, что львиная доля вопросов была посвящена персонажам альбома «Кара-тэ». Не удивительно, что Смоки игнорировал эти вопросы. Удивительно то, что его слушатели верили, что за всеми этими Патриками, Германами, Антонами есть какие-то реальные люди и истории. И это очень удобно – придумывать множество таких загадок и мифов, интриговать слушателя, создавать у него ощущение, что артист живет в каком-то необычном мире, а не ебаной Купчаге.

При всем этом, нужно отдать Смоки должное, он остается великолепным продюсером и битмейкером: его треки звучат современно и стильно. Он отлично знает как сделать так, чтобы трек звучал здорово: где ускорить флоу, где поменять звучание бита. Благодаря необычному голосу его приятно слушать о чем бы он не читал. Его приятно слушать фоном – именно фоном, не вслушиваясь в текст и не пытаясь продраться через нагромождение метафор. Именно этим я могу объяснить то, что он долгое время остается настолько популярным.

Проблема еще и в том, что за всем этим набором придуманных историй и концептуальных альбомов у Смоки так и не появилось магистральной темы, идущей связующей нитью через все его альбомы. Приблизительно один и тот же пласт слушателей упрекает Гуфа за то, что он всю карьеру читает про себя и наркотики, но лояльно относится к тому, что Смоки шесть альбомов читает про своих воображаемых друзей.

Картинки по запросу смоки мо

Возникает резонный вопрос: почему несмотря на все это «Кара-тэ» стал хитом (а «День третий» им точно не станет)? Именно в этом альбоме эстетика Смоки работала: она была визуализацией настроения Кухни Запись начала двухтысячных и образа жизни всей этой тусовки. Я слушаю «Антон» и отчетливо представляю себе юного, голодного и злого Смоки, бредущего по дворам-колодцам мрачного Петербурга. Слушаю «Дурку» и «Брачо» и представляю себе сумасшедшие вечеринки дома у Крипла, где и записывался «Кара-тэ». И так можно сказать почти про каждый трек с «Кара-тэ». Кроме того, новым для русского рэпа был сам по себе способ писать треки, используя обилие разнообразных образов. Вот только за 13 лет эта манера приелась, а ничего нового Смоки так и не изобрел. И «День третий» — это ретрансляция мыслей стареющего рэпера, который 5 лет пишет один альбом и все же не знает, о чем ему сказать.

Картинки по запросу смоки мо

Смоки оставляет ощущение человека, который уже прошел самый захватывающий период в своей жизни, и который сам отлично это осознает. Во всем его творчестве с начал 10-х годов ощутимо веет ностальгией по временам первого альбома. Это легко заметить и по трекам, в которых отсылок к началу двухтысячных и упоминаний Кухни Запись не меньше, чем разговоров о мамоебстве в ранних треках Оксимирона.

Всё это не проблемы конкретного альбома «День третий». Просто здесь и сейчас они проявляются наиболее ярко. Мы так давно знакомы со Смоки, что наизусть выучили все его уловки и приемы. За 7 лет молчания (все же будем считать «Время тигра» последним полноценным словом Моллы) игра изменилась до неузнаваемости, и не сказать, чтобы отсутствие в ней Смоки сильно бросалось в глаза. Его имя все еще остается громким, хорошо влияет на продажи в Айтюнс и на количество концертов, другие рэперы хотят делать с ним совместные треки. Тем не менее, очевидно, что наряду с другими героями середины нулевых Смоки постепенно отходит на третий план.