Смоки Мо — Кара-Тэ 10 лет спустя

Источник: musecube
Уже укладываясь спать – увидел в сети новость о том, что «обновленный» Кара-Тэ от Смоки Мо появился в сети. И что же? Отправился на кухню, заварил крепкий кофе и сел писать. Данную рецензию я изначально задумал написать «в сравнении», так что здесь — коснусь не только «Кара-Тэ. 10 лет спустя», но и оригинального альбома.
Изначально был настроен так, что «ничего хорошего» не услышу. Ибо такие монументальные работы, как «Кара-Тэ» (ставший классикой русского рэпа) – не то что превзойти, повторить практически невозможно.
Поехали.

1. «Начало игры». От восьмибитного вступления из Марио и электронных труб не осталось и следа. Tony Tonite создал мистическую атмосферу в стилистике современного американского хип-хопа. Был уверен, что «классику» не переплюнуть, но тут – просто совсем иной подход. Звучит действительно здорово. Ни лучше ни хуже. Просто – иначе.

2. «Кара-Тэ». Та же история, что и с предыдущим треком. Иначе и круто. Что сразу бросается в глаза – Sasha JF основную мелодию «старого» минуса сохранил. Правда она здесь проявляется иногда на заднем плане, но вполне угадывается. Звучит всё на очень хорошем уровне, голова «пускается в кач». Ещё один пример уважительного и уместного ремикширования классического трека.

3. «Время молчания». Первый неожиданный сюрприз. Когда альбом только был анонсирован – многие отметили отсутствие хитового трека «Tempo y Silencio» при участии Крип-А-Крипа. Также обсуждалось – что за трек «Время молчания», которого не было на классическом «Кара-Тэ». Ребус оказался достаточно прост. «Время молчания» — это перевод названия «Tempo y Silencio». И Крипл на месте оказался и изначально сэмплированный припев перепела Тати. К слову – припев на русском не стал хуже. Чьего же авторства новый инструментал – не указано. Возможно – самого Смоки Мо. Звучит под «дворовую» гитару очень интересно. Немного не хватает хлесткого бита, как в оригинале, но это уже «вкусовщина». Третий трек подряд – нравится и впечатления самые позитивные. Спать уже расхотелось. Слушаю дальше.

4. «Антон». Этот трек большинство битмейкеров даже не решились бы ремикшировать – слишком высокий статус у песни среди слушателей Смоки Мо. Рем Дигга имеет огромный кредит уважения в моих глазах и как исполнитель и как автор музыки. Но, черт побери – тут ему не удалось. И минус неожиданный (даже для Романа) и… сложно, одним словом сделать лучше, чем было. Помнится – на таком же культовом «Нет Волшебства» группы Krec был ремикс на этот трек, написанный Маратом (человеком, открывшим доселе неизведанный звук русскому хип-хопу). И даже он звучал не так круто. В оригинальном минусе – сама атмосфера «хватала за горло» и заставляла тело испытывать странные ощущения истерики, восторга… Резюмирую – пока первый трек, который «не зашел».

5. «46». Ух. Сложно писать, ибо для меня этот трек – сродни оригинальному «Антону». Песня, от звуковых частот которой пробивало на слезы (при чем – до сих пор непонятно почему)). Что получится у Nel’а? Достаточно качественный, актуальный минус. Понравится тем, кто начал слушать рэп не более 5 лет назад или просто любит подобный звук. Лично для меня-«не клеится» минус с текстом. Магии нет. Никаких, разумеется претензий к Нэлу и Рем Дигге нет – просто есть песни, которые НЕВОЗМОЖНО сделать лучше.

6. «Ноздри». Позволю себе немного вольности (и да простят меня заранее) – еб***ский психодел. Так же трек, который просто опасно трогать. Скриптонит – знаковое явление русского трэпа, но как «склеится» одно с другим? Слушаю. Звучит очень жирно и круто. Если бы не знал оригинала – был бы очень впечатлен. А так – «здорово», «иначе». Ощущения другие. Прежние нравятся больше. Но – всё равно удалось.

7. «Проклятье дворецкого». Складывается ощущение, что я про каждый трек готов говорить «это опасно трогать»)))). Нет, не про каждый, но про большинство. Поэтому «Кара-Тэ» и стал классикой и моментально сделал Смоки Мо легендой (при том – в те времена, когда интернета даже толком не было в стране). Шикарный джазовый сэмпл в оригинале создавал атмосферу. Нужную атмосферу. Что в новой версии? Ремикшировал сам Смоки, поэтому вдвойне интересно. Ага. Звучит отлично. Минус – с классическим американским звучанием начала 2000-х. Круто? Да, бесспорно. Недостаток один – здесь музыка немного «перетягивает» одеяло на себя. В классической версии музыка была подобрана так хитро, что ВСЕ помнили её, но акцент был на тексте. «Проклятье» невозможно было «слушать фоном». Ощущение было такое – будто бы ты сам подглядываешь в замочную скважину за всей этой историей. В нынешней версии – это крепкий, качественный рэп, но… Без магии. Хотя, объективно – старую версию никто не удалил)

8. «Брачо». Это, скорее всего – первый русский трек, который можно было сравнить по эффекту со «Slam» группы Onyx. Я не знаю ни одного человека у которого автоматически не начинала раскачиваться голова под «Брачо». Что творилось тогда на концертах… Местами и Onyx бы позавидовали). Ремикс от Влади из «Касты». Синтезаторы, родом из 60-70 – х, которые так любит Влади слышим сразу. Звучит всё очень интересно и необычно. Как-то СОВСЕМ иначе. Нравится ли мне? Безусловно. А вот легендарный кач трека – пропал. Причину вряд ли назову. Просто автор оригинальных битов для «Кара-Тэ» 2004 года, как мне кажется – продал душу в своё время)

9. «На пути у богов». Тоже хит «второго порядка» на этом альбоме. Инструментал в оригинале – просто божественный (см. выше про человека, продавшего душу музыкальному дьяволу). Справится ли FD Vadim… Я даже не смогу ответить на этот вопрос – настолько иное настроение у минуса. Атмосфера совсем иная. Просто иная.

10. «По законам стаи». Ещё один «хит второго порядка». На который, кстати, уже был шикарнейший ремикс на компиляции «Hop-hop Boutique v.1» от Big Black Boots. Причём крутой настолько, что лично для меня встал на уровень с оригиналом. Что же получилось у Tony Tonite и SMO? Честно – не впечатлило. Если совсем не знать оригинала – звучит, разумеется качественно. Но не более.

11. «Дурка». Ещё один трек-впечатление. Тот случай, когда текст, эмоции и инструментал сливались в единую картину. Сложно повторить. Почти невозможно. Увидев, что ремикс делал Murovei – обрадовался. Этот человек пропитан уважением к тому звуку, в котором был исполнен оригинал. Что на выходе? Немного слабее, но очень похоже атмосферно. С задачей справился на «очень хорошо». Трек качает и «рвёт» в клочья.

12. «Герман и Патрик». Назвать этот трек легендарным – значит не сказать о нем НИЧЕГО. Смоки в 2004 был один из первых, если не первым, кто позволил себе половину песни прочитать без бита и всем это нравилось. Баста – давний поклонник песни. Об этом неоднократно говорили сами артисты. Да и их совместный трек-продолжение имел место быть. Что получилось? Разумеется – не лучше. Тот инструментал невозможно повторить. Но – достаточно интересно и качественно. Немного иная атмосфера. Инструментал от Басты нагнетает атмосферу, но вся магия оригинала была в том, что классический минус был приятным на слух и не предвещавшим ничего дурного. Тем и ужасал в контексте песни. В этом и была магия – «напугать ребенка мороженым».

13. «Конец игры». Аутро оригинального альбома заставляло СРОЧНО хотеть ещё. И ещё. И ещё. Включать альбом заново и писать Смоки письма «давай скорее новый альбом». У авторов ремикса получился крепкий трек, но «без изюма».

14. «У бакалей». Этого трека не было на классическом «Кара-Тэ», да и здесь он представлен в виде бонус-трека. История такова, что большинство рунет-сообщества давно «вздымало руки к небу» с вопросом – почему нигде не изданы «У бакалей», «Купчино» и «Агенты» — мощнейшие треки Смоки Мо. И вот – один из них появился. Даже не буду расписывать подробно – трек слишком хорош. Предоставлю возможность составить каждому своё личное мнение. Осталось дождаться «Купчино» и «Агенты» в каком-то из официальных релизов.

15. «Конец игры». Признаюсь, что слушаю альбом в оф. Группе Смоки Мо вконтакте. Есть подозрение, что «Конец игры» от Mellowbox – представлен «скрытым» треком. Если я ошибаюсь – можете пожурить меня в комментариях, но я всё равно упомяну про эту версию. Кайф. Вот то, что достойно «закрывает» релиз.

Я сознательно не касался текстов и мастерства, экспрессии Смоки Мо при рецензировании этого релиза. Ибо 99% тех, кто читает эту рецензию – и так всё знают. Оценивал только музыкальные репродукции. Резюмирую – получилось намного лучше чем я ожидал. Оригинальный «Кара-Тэ» с самого 2004 года не покидает мой плеер (уже 5-й по счету). И… Кажется, что рецензируемые сегодня релиз займут место рядом. Да – целостно альбом «потерял в атмосфере», но… С той задачей, которая ставилась – все битмейкеры справились на «отлично». Это не «альбом ремиксов», а «ремикшированный альбом». Разница есть. Рекомендую.

Оценка:8\10