Три мушкетера из Centr, или 10 лет спустя

Автор: Emmanuel Goldstein

4 марта, ровно за неделю до выхода нового альбома группы Centr, стал доступен приуроченный к нему сингл «Далеко».

Гостем на треке стала Кети Топурия — солистка поп-коллектива А-Студио, что, впрочем, не сделало ожидание альбом жгучим и нестерпимым, ибо подобное сотрудничество для московского коллектива уже не в новинку: первой совместной работой исполнителей был трек «Пыль» на продакшн DJ Shved из бородатого два-два нуля-девятого (саундтрек к феерическому кинофильму «Черная молния»), да и сам сингл, мягко говоря, на 3+. Но предальбомный «Далеко» не стал поводом для радости, ведь ждали совсем другого: уютненький, старый Centr, который мы слышали в последний раз в его классическом составе аж в заросшем тиной 2009. Речь идет, конечно, о тех, кто вообще ждет чего-то от группы Centr в present tense, на фоне нынешнего спроса на тренды и музыкальных вкусов любителей жанра. И вот, после «Нюни 2» — это уже вторая, ничем не отличающийся от сотен подобных лауд, очередная распевка про любовь и отношения. Однако, если парни об этом пишут — значит, так надо.

Колокол пробил — День Х настал. 11 марта, в День работника органов наркоконтроля России (как тонко, не находите?), группа Centr выпускает свой первый за 7 лет альбом. Пока работники ФСКН получают поздравления от руководства и коллег, а особо отличившимся сотрудникам ведомства вручают государственные награды и почетные грамоты, несвятая троица готовится к концертному туру, с теплом вспоминая любвеобильный Красноярск, который очень долго не хотел отпускать своих кумиров.

Легендарный Centr из центра Москвы знаком каждому, кто слушает рэп. А «тук-тук, тук-тук колеса, бьются об рельсы» до сих пор можно услышать из проезжающей мимо тачки. Смотря где вы живете, соответственно. В прошлом году воссоединение коллектива, без сомнения, стало событием. Ты мог не знать про крушение лайнера на Синае, мог не знать про расстрел редакторов Шарли, но про то, что Centr снова дружат, говорили все твои одноклассники (правда ведь, маленький фанат Гуфа?). Вот только ждут нового материала уже не все. Многим шаблонные треки о повседневной жизни московских рэперов, употребление наркотических веществ и «истории из жизни, мелкие обрывки памяти» попросту не интересны. Есть же мертвые Найки и сквирты шампанского, которые, если и не нравятся, то хотя бы звучат свежо.

Тем не менее, пластинку «Система» будут слушать и обсуждать. А будут ли слушать второй раз и третий – дебатабельный вопрос. Наиболее ожидаемые комментарии после прослушивания от тех, кто качался на качелях еще десять лет назад: «Centr уже не тот», или «Так долго ждал, а получил вот это», или «А зачем Птаху взяли?». Но покажите хоть один не дебютный альбом любого другого исполнителя, под которым не оставляли тех же самых комментариев. Про Птаху — опционально. Centr все тот же, а вот слушатель — уже нет. Планка требований к жанру музыки в стране значительно возросла. Алексей, Вадим и Давид, безусловно, это понимают, и учли это при записи новой пластинки.

Технически, это все тот же Centr, но на современный продакшн и со свежей подачей. В треках есть явные эксперименты с флоу, притом довольно смелые (это становится понятно с первого же трека “Порося”). Парни перетерли последние обсуждаемые события из своих биографий, обсуждаемое в стране и мире, вспомнили былое, и положили все это на биты. Здесь Вам и красноярская история, и черный флаг Исламского государства, и падающие самолеты, и дымящийся косяк. Контент — на злобу дня. Стильно звучит, молодёжно.

Так что слушайте и удивляйте мнениями! Мы лишь раскроем потрепанный фотоальбом и вспомним, что мы знаем об участниках группы, и подумаем, кем они стали сегодня. О ребятах, которым так нелегко было быть молодыми, но они по-прежнему играют в свою игру.

Участники трио стали большими, самодостаточными артистами, востребованными у аудитории самых разных возрастов и родов занятий (а может они по предварительному сговору поделили рынок слушателей между собой?). Начиналось все где-то между 2002 и 2004, когда Гуф (тогда еще Rolexxx) записал с Принципом свой первый альбом «Подарок» и выпустил его тиражом в 13 экземпляров (что такое коммерческий успех?), Птаха состоял в группе «Отверженные», а Slim уже вовсю писал/читал/выступал в составе Дымовой завесы и к моменту создания Centr был уже сформировавшимся музыкантом. Если сейчас спросить у каждого из трио как образовалась группа, то все три варианта ответа будут разными. Парни действительно путаются, но фабула везде одинакова – «пришел к нему домой, а там на диване тусовался третий, ну и познакомились» (авторская орфография сохранена). Потом появятся совместные «Хлоп-хлоп», «Свадьба» и другие песни, Принципа посадят, появится лейбл ЦАО Records, и к 2007 коллектив выпустит ставший классикой русского рэпа и перевернувший игру альбом «Качели». Далее – Вы знаете сами.

На дворе 2016-й. Все стало намного круче и серьезнее. Давайте по порядку.

Птаха, он же Давид Нуриев. Как сложилась бы судьба предшественника Скриптонита (ведь Птаха читал непонятные слова в микрофон еще до того, когда ты узнал, что в Казахстане тоже есть рэп)? Тяжело вообразить. Сегодня же Давид напоминает начальника департамента крупного отдела под названием ЦАО, входящего в корпорацию «Русский Рэп» — вернее, главного менеджера по отбору персонала и внешним связям. При сольном творчестве на большого любителя, Давиду удается всегда оставаться на слуху и поддерживать медийность своей персоны. Какой твой любимый трек у Птахи? Нет? Но ты точно видел видос где он бьет Оби-Вана после перепалки в Твиттере. А помнишь его вью, где он нелестно отзывается о самом Великом? То-то же. И это не единственные примеры. Можно вспомнить и затяжной конфликт с Drago, и «непонятки» с Ромой Жиганом, и еще много чего. Птаха – это хайп-машина, которая всегда или почти всегда умудряется оказываться в центре событий (чаще всего конфликтных). Кроме того, лейбл ЦАО собрал и подписал плотный актив актуальных артистов, что в большей степени заслуга рэпера родом из Баку. Даже Паша Техник, пояснив, за кем стоит андерграунд, записал новый альбом на студии у старины Давида, который, по его словам, «диктует хип-хоп в этой стране». Хочется отметить, что на альбоме уникальный флоу Птахи становится более разборчив и некоторые речевые обороты даже можно понять. Очень вовремя, друзья.

Гуф, он же “живее всех живых”. Пожалуй, другого такого у нас нет и не будет. Ну кому еще слушатели будут прощать все и продолжать любить? Алексей сделал то, чего многие артисты стараются избегать – его жизнь и творчество абсолютно тождественны. Начиная с «Подарка», он начал рассказ о себе, который растянулся на 4 сольных, 3 совместных и уже 3 альбома в составе Centr’a. Каждое событие в его «личной» жизни становится достоянием общественности, а фото в Инстраграме, где двадцатилетнее лицо тридцатишестилетнего Гуфа украшает стильная борода, впервые появившаяся за столько лет, набирает больше лайков и комментариев, чем вся лента большинства rусских rэп-музыкантов. Все равно, в составе Centr или нет: профит при любом раскладе. Хотите посчитать, сколько верных фанатов у Алексея сейчас? Посчитайте количество ругательств в ленте у Дмитрия Носова, организовавшего задержание опасного рецидивиста в Красноярске в сентябре 2015. Стоит признать, что эта история подарила жизнь Инстаграмму сотрудника ФСКН.

К тому же, бесчисленное количество проданных шапочек и толстовочек ZM-nation более чем оправдывают слова из туевой хучи бизнес-семинаров: лучшая работа – это оплачиваемое хобби. Ведь Алексей всегда говорил, что рэп для него не больше, чем просто увлечение. Мораль: ищите такое увлечение, чтобы тоже хватило на загородный дом, Mercedes-Benz E-класса и свой барбершоп.

И, наконец, тот, кого сейчас в рэп-тусовке модно называть «текстовиками», саунд-продюсер и автор минусовок треков из большинства своих сольных альбомов и альбомов своих групп Дымовая завеса и Centr, а также для половины треков прочих рэп-исполнителей на Руси. Slim a.k.a Вадим Мотылев a.k.a снимает с с*ки трусы a.k.a не знает, что такое «кокос», в программе «Чрезвычайное происшествие» на НТВ. Нужно признать, что Вадим самый чувствительный к динамике музыкальной индустрии участник группы. Единственный из трио, Вадим постоянно эволюционирует и чутко реагирует на смену трендов. Как и 10 лет назад, так и сейчас тексты Slim’a интересно слушать, а его продакшн звучит у самых разномастных артистов (начиная с шуточного проекта MC Анюта и заканчивая Oxxxymiron’ом). Его творчество — это стиль, символика времени.

Его фото с Lexus’ом, вторым участником образованной ими группы Дымовая завеса, сделанное в начале 2000-х, где парни одеты в Rocawear на два-три размера больше, выглядело круто в 2000-х. Клип «Экстремистский рэп» 2015-го выглядит круто в 2015. А маска Никиты Раскольникова органично вписывается в совместных треках и клипах. Кроме того, лейбл Azimutzvuk, нашел и плотно удерживает свою нишу — гораздо более взрослую, чем аудитория ЦАО или ZM-nation. Это тот самый случай, когда интереснее слушать сольники, где вся территория целиком и полностью принадлежит только одному исполнителю. Слушаем парты на альбоме, следим за сольным творчеством. После воссоединения группы Вадик весело пошутил, сказав, что ссора с последующей мировой были запланированы с целью срубить уже не молодым рэперам еще немного бабла. Шутки шутками, но эта была явно пророческой. Предстоящие концерты в Германии, Штатах и Зеленом театре летом говорят сами за себя.

Резюмируя, напишем, что хочется верить в то, что альбом зайдет тем, кто его ждал. Хочется верить, что даже спустя 10 лет мушкетеры из Centr’a найдут, чем удивить и порадовать своих старых и новых фанатов. Хочется верить, что прослушавшие альбом фанаты смогут еще хотя бы разок от чистого сердца сказать: «Спасибо Centr’у за это!».