Важнейшие события 2020 года

2020-й год был богат на события, которые хотелось бы поскорее забыть. В преддверии Нового года редакция VSRAP вспоминает те моменты, которые забыть не получится — не всегда потому что они были крайне негативны, скорее потому что они изменили индустрию и мир в целом на чуть дольше, чем временно. Ознакомься — вдруг что-то прошло мимо тебя? 

Стриминг убил концерты

Антон Виниченко

«Молодые артисты могут получать по 60 миллионов рублей в год на стриминге песен,» — это цитата музыкального продюсера Иосифа Пригожина. Моргенштерн заявил Дудю, что зарабатывает около пяти миллионов в месяц с цифровых площадок. Как-то мы на VSRAP считали, что рубит Элджей с одного только Boom. Всё говорит о том, что у артистов больше нет необходимости отправляться в тур на 60 городов, чтобы стать миллионером. Об этом у Никиты Стима есть строчка: «Снова забираю кассу, хоть не был ни дня в туре». Сейчас это особенно важно, ведь коронавирус снова убивает все массовые мероприятия. 

Заметьте, кто из артистов просит у государства помощи в пандемию — тот же Иосиф Пригожин, Валерий Меладзе, Дмитрий Маликов и прочие певцы из 90-х. Самое смешное, что именно они и не зарабатывают хорошие деньги со стриминга, ведь их слушатель не является активным пользователем Интернета. Более того, самый большой кэш музыканты прошлого получают с корпоративов, куда их заказывают престарелые бизнесмены, чтобы послушать песни из детства. Пройдет ещё лет 10 и концерты, а уж тем более туры, станут большой редкостью. От этого выиграют все — исполнители не потеряют доход, а слушатель не пресытится частыми выступлениями. 

Ковид убил концерты

Миша Федюкович

«Оксишоу», «Большой флэт», «Легендарное дерьмо, которое разорвёт ваши ебала» — называйте как хотите, но концерты стали неотъемлемой частью становления рэп-артистов. Плюс это не только деньги с билетов и мерча со стойки: как заметил Илья Мамай, «тур — это в первую очередь большая промо-компания». В этом году от большинства концертов и фестивалей пришлось отказаться, и стриминг здесь скорее облегчающий фактор, чем причина. Так же как онлайн-концерты: круто, что музыканты адаптировались и пусть на сегодняшний онлайн-концерт заглянёт куда больше людей, чем пришло бы на выступление в Москве, но к завтрашнему онлайн-концерту с той же программой аж так много людей уже не подключится.

В итоге только-только появившаяся романтика рэп-концертов и рэп-фестивалей мертва, как мёртв целый пласт индустрии мероприятий. Единственный плюс: концерты ушли в андеграунд, превратившись в рейвы и квартирники. Посетители мероприятий нашли выход, но вряд ли это поможет хоть сколько-то популярным артистам. А фотографии с западных фестивалей, с огороженными забором ячейками под сценой для максимум пяти человек выглядят страшно даже для интровертов и убивают всю прелесть таких мероприятий. Оживёт ли ситуация к лету 2021? Сейчас слушатель уж точно не пресытился частыми выступлениями. 

Индустрия омолаживается

Миша Федюкович

Это процесс не одного года и омоложение мы можем наблюдать вот уже как несколько лет, но именно 2020-й развеял все сомнения: молодые приходят и берут своё. От Трил Пила и Молодого Платона до Билли Айлиш — мы больше не удивляемся селебам, которым ещё нет 18. Не уверен, что это то равноправие, за которое кто-то боролся, но капитализм вернул «детский» «труд»: теперь дочь может зарабатывать в ТикТоке больше обоих родителей, а самому шумному дуэту страны в лице Алишера и Славы 43 года на двоих. Это не хорошо и не плохо, но это факт: сделать миллион в XI веке можно ни то что без универа, а ещё не окончив школу. 

Tik-Tok Music

Иван Поташников

Благодаря соцсетям жизненный цикл у популярных песен стал походить на новогодний фейерверк: заряд вылетает с характерным свистом, привлекающим к себе внимание, достигает своего пика и разрывается яркой вспышкой, быстро догорая, уступая место следующему.

Весомую роль тут сыграл Tik-Tok — социальная сеть с короткими липсинг-роликами, в 2020 году изменила музыкальную индустрию. Каждый уважающий себя артист должен выпустить трек и запустить tik-tok challenge с танцем или пародией. Да даже трек не нужен, достаточно 15 секунд и вы в топах, трендах и отрывок играет по всему интернету. «О! Это же та песня из tik-tok’а» — краткое описание  многих популярных произведений сейчас. Кто исполнитель, как он называется, о чём был изначально трек — это не важно. Важно, что его использует для создания своих роликов молодые тиктокеры. Слава и Алишер поняли эту тему сразу, и все свои хиты начали пиарить именно там.

Это современная реальность и от неё уже никуда не деться. «August», «Увезите меня на дип-хаус» вышли в прошлом году, а есть стойкое ощущение, что это было две вечности назад. Фастфуд музыка переходит на качественно новый уровень, а tik-tok кричит слушателям: «Свободная касса!».

Чуда не случилось. Онлайн-баттлы не смогли.

Алексей Танай

Давно не секрет, что баттл-рэп переживает не лучшие времена. Многие окрестили жанр мёртвым, и безусловно это преувеличение. Баттл-рэп скорее начал долгий путь домой, прямиком в андеграунд, откуда он и явился. Причин тому много, но можно выделить самые очевидные:
– Отсутствие настоящих конфликтов.
– Все баттловики уже перебаттлили между собой по нескольку раз.
– Новые баттловики никому не интересны, а старые просто устали. 

На фоне оттока аудитории и спонсоров, ситуацию попытались исправить онлайн-баттлы в лице 17 Независимого. Бодрый старт вселял надежду о перерождении жанра, но если чуток вдаться в метафоры, это оказалось ещё одной конвульсией. Что пошло не так? Причин тут ровно две – дубовый, непрогибаемый формат баттла и организаторы, которые не были готовы к такому вниманию. Целый год мы наблюдали, как десятки судей часами на стримах разбирают едва ли не по слогам каждый трек, считают количество и качество рифм… Иначе говоря – душнят. Душно и затянуто. С точки зрения профессионального баттловика, этот подход единственно верный. Побеждает тот, чьи рифмосплетения были сложнее, а панчи острее. Но вся проблема в том, что массовой аудитории важнее общее впечатление, а не математический разбор на количество сказанных рифм. Поэтому самые просматриваемые баттлы собирают блогеры и известные рэперы, а не текстовики с баттловых лиг.

Также 17 Независимый не смог создать достаточное количество интересных противостояний (а мог бы). Организаторы пытались изменить подход в расстановке пар, но было уже поздно. Как говорится «коней на переправе не меняют». Сама попытка это сделать конечно говорит о том, что осознание пришло, но увы.

Последним гвоздём стала продолжительность баттла. Год! Это во время информационной эры, где целое поколение успело вырасти с клиповым мышлением, а одна из самых популярных площадок (TikTok) основана на видеороликах, идущих не более 60 секунд! Аудитория быстро теряет интерес, его нужно постоянно подогревать. Растянуть баттл на год – это была одна из самых неудачных идей.

В итоге баттл-рэп не получил своего перерождения в виде онлайн-баттлов. Мы совершенно точно запомним эту попытку надолго. Она ярко загорелась, но очень быстро погасла, тем самым обеспечив себе место в списке самых важных событий в уходящем году. 

Оно мутирует: как китайский вирус меняет кинематограф

Александр Сорге

Нет, я не буду кидаться пафосными фразами, что пандемия кого-то там убьёт. Но под воздействием вируса киноиндустрия действительно может мутировать до неузнаваемости. Пандемия «Испанки», что разгорелась в начале прошлого века, вынашивала самых здоровых. Точно также китайский коронавирус уничтожает самые жирные и дорогие блокбастеры сегодня. Премьеры нового «Форсажа» и «Мулан» отложены. Съёмки «Бэтмена» с Паттисоном, «Локи» и «Сокола и Зимнего солдата» остановлены. Продюсеры, утирая скупую слезу стодолларовой купюрой, готовятся экономить на кокаине: очевидно, что хороших сборов ни в этом, ни в следующем году не видать.

Положение могли бы спасти онлайн-кинотеатры — только вот даже у них нет денег, чтобы выкупать настолько дорогие картины. После нескольких переносов, новый фильм о Джеймсе Бонде попытались продать — но ни Netflix, ни даже Apple не смогли, либо просто не захотели покупать киноленту. При этом такие Голиафы нуждаются в постоянном вливании бабла. Поэтому MGM Holdings, владельцу франшизы об агенте 007, пришлось выставить легендарную студию Metro-Goldwyn-Mayer не продажу — ту самую, с рычащим львом на заставке. Конечно, кто-то может вспомнить упругую задницу Галь Гадот: Warner Bros. скрипя сердцем перенесли премьеру новой «Чудо-женщины» и других фильмов в HBO Max. Только вот этот сервис и студия Warner — части одного конгломерата.

Короче, денег нет, а кормить избалованного зрителя чем-то нужно. Что делать? Экономить и рисковать. Привлекать новых, смелых режиссёров, делать ставку не на гигатонны графония и спецэффектов, а на сюжет. Конечно, когда-нибудь люди вернутся в кинотеатры — да и жирные блокбастеры снимать не перестанут. Но пандемия может стать ренессансом авторского кино. И речь здесь не про занудный артхаус, который снимают режиссёры-лизергинщики. Те, кто смотрел «Паразитов» знают, что фестивальное кино — не обязательно скучное. Съемки оригинального «Отеля “Гранд Будапешт”» Уэса Андерсона обошлись в «смешные» 23 миллиона евро. «Мы» с бюджетом в 20 миллионов долларов держат тебя за потные яйца не хуже какой-нибудь «Миссии невыполнима».

И нет, дело вовсе не в том, что жадные продюсеры с ударом курантов превратятся в утончённых эстетов. Как раз наоборот — снимать такое кино выгоднее. Особенно тогда, когда индустрия кинотеатров скорее мертва, чем жива. Ведь сборы тех же «Паразитов» превысили бюджет фильма в 23 раза. А сборы «Мстителей. Финал» — лишь в 8.

Лучшие треки 2020