«Сегодня праздник у девчат»: рецензия на альбом Эмелевской и Маши Химы «Я сейчас умру»

Сегодня праздник у девчат! Сегодня вышел совместный альбом Эмелевской и Маши Химы «Я сейчас умру», и это самый веский аргумент, который подтверждает теорему «женский рэп жив!».

«Самое удивительное, что наша непохожесть сработала как в сказке «Откуда взялись броненосцы», где ёжик учил черепашку сворачиваться в клубочек, а черепашка учила ежика плавать. Так они спаслись от ужасного ягуара. Так и мы с Лемой спасаемся уже 10 лет. Только за счет непохожести, сложившейся как пазлики. Больше всего мне нравится в этом альбоме, что Лема много поёт, а я много читаю, хотя изначально она была рэпершей, а я певицей», – написала у себя в инстаграме Маша Hima.

10 (десять) лет. Вдумайтесь в это число. Творческий путь обеих девушек тернист, ведь в рурэпе так или иначе действуют законы патриархата. И нет, мы не будем сейчас поднимать вопросы феминизма третьей волны и гадать, как правильно называть девчонок – «рэперши» или «рэперки». Просто здраво посмотрим на сложившуюся ситуацию. 99% процентов исполнителей русского рэпа – представители мужского пола. Оставшийся процент можно пересчитать по пальцам одной руки. «Рэп не любит девочек? Мне кажется, что он – гей», – говорит Эмелевская в треке «Candy Shop». Маша Hima на эту же тему иронизирует в «Джунглях»: «Бабский рэп – это вообще тема для геев. Настоящим мужикам нужны хуястые парни!». Традиционно, если женщина появляется в рэпе, то, как правило, она лишь упоминание в мужском треке. И вариаций этого упоминания очень мало: это либо сучка (группис), либо муза (любимая), либо сучка-муза. Так исторически и во многом закономерно сложилось, что в рэп-индустрии, основанной на маркерах маскулинной субкультуры, быть девушкой и читать о жизни девушки в рэп-игре сложновато (пиздец как сложно). Повышенная строгость и предвзятость со стороны аудитории, отсутствие права на ошибку и извечное «ну ты же девочка!». В таких суровых условиях воссоединение Маминого ПодруGun-а было предрешено. Что же мы получили от этого союза?

Лучше всего раскрыла смысл названия альбома сама Лема: «Я сейчас умру» это выражение, способное выразить миллион разных граней эмоций. Ты можешь сказать это, когда тебе смертельно плохо, больно и ты погибаешь от отчаяния, ты можешь сказать это, когда ты окрылён, взволнован и безумно счастлив. Альбом «Я сейчас умру» о том, как сладко, больно, весело и плохо».

Пространство альбома вневременное. Вроде бы и флэшбэки школьных лет, а вроде ничего и не изменилось: согласитесь, в рэп-тусовке действуют те же модели поведения, что и в подростковом социуме. И читающие, и слушающие рэп в некотором роде Питеры Пены, не желающие взрослеть. А раз так, то вся жизнь превращается в большую перемену, на которой можно задержаться с мальчишкой в актовом зале или готовиться к конкурсу «Мисс-осень» в столовой назло всем завистницам.

Как и в мужском рэпе, девушки не обходят стороной тему «группис». Особенно ярко позиция девушек звучит в треке «Ты не будешь мной». Маша и Лема в который раз напоминают: что бы девочки, коллекционирующие хуи рэперов, ни делали, им всё равно не занять место в рэп-игре, завоеванное за 10 лет и по праву принадлежащее нашим прекрасным рэп-дивам! Интересно, как в продолжение этой темы Эмелевская и Hima ломают привычный для рэпа образ парня-альфача, нарекая его «мальчиком-шалавой».

У каждого из нас есть люди, ушедшие из нашей жизни, но не из нашей памяти. Причем воспоминания о таких персонажах равносильны фантомным болям. В речи есть устоявшаяся метафора-клише «призраки прошлого». Но как назвать болезненно навязчивый призрак, отравляющий собой наше сознание? Маша с Лемой предлагают называть таких ребят «зомби, тупым зомби», так что берите на вооружение!

После прослушивания альбома остается горьковато-сладкая мысль: мы живем в «мире, где каждому больно». Но этот же мир дарит нам радости, в которые мы готовы окунуться с головой с детской непосредственностью. В этом удивительное сочетание девичьей лёгкости и женской мудрости дуэта Маши Химы и Эмелевской. Хочется верить, что альбом найдет своего слушателя и расширит аудиторию девушек, утвердив их позиции рэп-игре.