«К Звёздам» — через тернии. Рецензия на неоднозначный фильм Джеймса Грэя.

Космос всегда манил человечество: ученые пытались найти доказательства того, что мы не одни, а философы и мыслители тысячами разных способов старались посмотреть на человечество со стороны, чтобы ответить на вечные вопросы. Творцы, художники и режиссеры в своих работах объединяли оба взгляда, вникали в тему намного глубже, чтобы наглядно показать человеческую натуру в космическом пространстве. Ведь, оставшись одному в полной тишине мертвого космоса, лишь с надеждой на встречу с неземным, нельзя не раскрыться, не показать себя со всех, порой даже не с самых лучших, сторон. Стэнли Кубрик и Андрей Тарковский в своих фильмах продемонстрировали, как должны видеть космос и как филфософски нужно подходить к вопросу о самоанализе человека. Их работы на годы вперед сформировали жанр фантастики, а некоторые кинематографические приемы мы используем и по сей день. Джеймс Грэй решил тоже поиграть с темой космоса в фильме «К Звёздам», где сам же выступил режиссером, сценаристом и продюсером.

Картина повествует историю астронавта Майор Рой Макбрайд (в исполнении Брэда Питта), который на прекрасном счету в NASA. Он также известен способностью полностью контролировать свои эмоции и чувства. Герой хладнокровен, расчетлив, а его пульс никогда не превышает 80 ударов в минуту. И вот Земле и другим планетам Солнечной системы (которые уже давно колонизированы и активно исследуются) угрожает опасность: странные выбросы высокой энергии, предположительно антиматерии, разрушают антенну для поиска внеземной жизни на околоземной орбите, что едва не приводит к гибели Макбрайда. Эту загадочную активность ассоциируют с отцом Макбрайда Клиффордом, который считался погибшим 16 лет назад в исследовательской миссии, направленной к границе Солнечной системы. Однако оказывается, что Клиффорд Макбрайд не погиб — его миссия была глубоко засекречена. На пути Роя будут происходить события, подталкивающие его к размышлениям о жизни, связи с отцом и прошлом.

По своей структуре картина напоминает «Апокалипсис Сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы (или его первоисточник «Сердце тьмы» Джозефа Конрада), а по сеттингу и нарративу пытается быть похожим на «Пекло». На месте капитана Уилларда (если мы говорим об «Апокалипсис Сегодня») у нас Майор Макбрайд, а полковника Курца (которого, по сюжету, тоже необходимо найти) заменяет у нас отец главного героя Клиффорд Макбрайд. «К Звездам» даже задает примерно похожие вопросы, разница лишь в том, что Рой и Клиффорд являются близкими родственниками. И в этом главная проблема фильма: с точки зрения посыла он вторичен и поверхностен. В нем нет новых ракурсов на вопросы, нет глубоких мыслей и рассуждений – это картина, которая хочет казаться серьезной, претенциозной и пытается говорить о глубоких вещах, но делает это очень слабо. Весь каст отлично отыгрывает свои роли, но из-за поверхностного сценария у зрителей нет никакого сопереживания. У персонажей вовсе отсутствует бэкграунд, они не раскрыты, и даже диалоги никак этому не способствуют. Поэтому во время драматических моментов аудитория сидит с каменным лицом и ждет следующей сцены. Вообще, складывается впечатление, что все свою работу выполнили хорошо, а местами даже отлично, кроме сценариста. Сюжетные ходы предугадываются наперед, а мысли и рассуждения героя никуда и ни к чему не приводят. Жизнь людей вне земли показана как что-то обыденное, никак не влияющее на них. Нет ни трудностей, с которыми они сталкиваются, ни каких-нибудь особенностей или футуристичных девайсов. Все очень приземлено и обыденно. При этом картинка и звук вызывают уважение, все очень сочно и натуралистично. К этому нет никаких претензий.

«К Звёздам» ровное повествовательное плато, которое, как уже говорилось, не вызывает никаких эмоций. Он вторичен, безыдеен, в нем вы не увидите чего-то необычного или футуристичного, все серо и блекло. Экшн сцены хоть и разнообразны да местами свежи, но в общей массе теряются за абсолютной индифферентности к происходящему. Это тот случай, когда наглядно показана важность сценария и идеи в художественном произведении. Фантасты двадцатого века (Артур Кларк, Станислав Лем, братья Аркадий и Борис Стругацкие и другие), заложили отличный фундамент и задали пласт проблем для будущих поколений. На заре полетов в космос, они предвосхитили все трудности жизни людей на других планетах и в открытом пространстве. Они рассуждали на темы человека в агрессивной среде, которая оголяет его нутро и показывает всю сущность, при этом изобретая и придумывая вещи, которые используются в наши дни. Джеймс Грэй как будто убирает все те научные наработки, которые углубили бы его произведение, а вместо этого делает упор на визуальную часть и вторичную историю. Однако, при живом Илоне Маске и Нолоновском «Интерстелларе», подобными вещами тяжело кого бы то ни было удивить. Искушенный зритель не найдет ничего нового в данном фильме, а обыватель просто заскучает. Ведь в конечном итоге космос должен быть катализатором событий, оголенным нервом общества, а не просто красивой декорацией для истории.